logo
Учебные материалы

Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.

Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы вспомогательной школы, так как успех включения умственно отсталого школьника в общественно полезный труд в конечном счете решается тем, на­сколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравствен­ные качества.

В этой связи, цель нравственного воспитания состоит в формировании нравственных понятий, норм и навыков поведения.

Задачи:

  1. Формирование дисциплинированности в поведении, учении, труде.

  2. Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.

  3. Формирование честности, правдивости.

  4. Воспитание у учащихся чувства товарищества и коллективизма.

  5. Формирование культурных навыков поведения в различных ситуациях общения со взрослыми.

Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания; методы накопления положительного опыта поведения; методы стимуляции поведения и деятельности.

Периодом школьного обучения не оканчивается воспитание ученика, так как с окончанием школьного обучения отнюдь не завершается развитие и формирование его личности. Успешное решение задач, стоящих перед школой, закладывает только основу для дальнейшего формирования личности. Позднее, особенно с момента включения бывших учеников в общественно полезный производительный труд, происходит закрепление и дальнейшее развитие положительных качеств личности. В этот период под влиянием реальных условий трудовой деятельности у бывших учащихся начинают формироваться и более сложные качества: чувство долга, понимание общественной значимости своей работы; окончательно оформляются навыки культурного поведения, уме­ния соблюдать правила общежития и т. п.

После выхода из школы умственно отсталого подростка воз­растают возможности случайного отрицательного влияния на него, а так как умственно отсталые остаются достаточно внушаемыми и в более старшем возрасте, то возможность срыва положительных качеств, воспитанных у ученика школой, бывает вполне реальной и нередкой. Это выдвигает особую задачу перед семьей, шко­лой и общественностью — задачу создания постоянного охрани­тельного патронирования над бывшим воспитанником вспомога­тельной школы. Гуманное, доброжелательное отношение к ум­ственно отсталому подростку и, наконец, к взрослому позволяет полностью исключить срывы в их общественно полезной работе, закрепляет и развивает положительные качества личности.