Вопросы и задания
1. Расскажите, откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытную эпоху.
2. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
4. С какими работами по истории воспитания в первобытном обществе вы познакомились?
Литература
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М.,1998. -Разд. I.-Гл.1.
История педагогики. М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 1, 7.
Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.
Корнетов Г.В. Воспитание в первобытном обществе. - М., 1993.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988. -Ч. 1.-Гл. 1.
Тейлор Э. Б. Первобытная культура. Пер. с англ. - М., 1989.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. Пер. с нем. -М.,1979
РазделII. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Общий взгляд
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э.
Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э.), книга "Притч иудейского царя Соломона" (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская "Бхагавадгита" (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Главные педагогические идеи "Притч" - призвание отца быть наставником, почитание родителей ("мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей").
Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа.
Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения. Это же сходство – объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную – от общинно-родового строя к социально-дифференцированному обществу эпоху. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.
Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3-2-м тысячелетии до н. э. Не будучи связаны с остальным миром, они тем не менее выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древнейших цивилизаций Древнего Востока.
Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.
Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучении подрастающего поколения.
В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э. начали частично дополняться собственно письменностью - клинописной и иероглифической.
Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.
Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания.
Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.
Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.
Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был долгим и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.
К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей, представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.
Возникнув как определенный итог движения общества, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что ранее было неизбежно.
Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
- А.Н. Джуринский история педагогики
- Российской Федерации
- Предисловие
- РазделI. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитания к вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
- Концепции происхождения воспитания
- Зарождение воспитания как особого вида деятельности
- Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
- Появление организованных форм воспитания
- Вопросы и задания
- "Дома табличек"
- Школа в Древнем Египте
- Воспитание и обучение в Древней Индии
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья Воспитание и школа в Древней Греции
- Философы Древней Греции о воспитании
- Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- Воспитание и школа в Древнем Риме
- Педагогические идеи Древнего Рима
- Воспитание и обучение у ранних христиан
- Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 4. Воспитание у восточных славян вVi-iXвв. Общий взгляд
- Воспитание у восточных славян
- Вопросы и задания
- Педагогическая мысль
- Система воспитания и образования
- Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-xviIвв.)
- Воспитание и обучение в Средневековой Индии
- Воспитание и школа в Средневековом Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа вXv– началеXviIв.
- Вопросы и здания
- Литература
- Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конецXviIв.) Общий взгляд
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–хiiIвв.)
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделIv. Школа и педагогика в новое время Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (серединаXvii- конецXviiIвв.) Общий взгляд
- Педагогическая мысль начала Нового времени
- Педагогическая мысль эпохи Просвещения
- Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
- Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11. Школа и педагогика в РоссииXviiIв. Общий взгляд
- Школьные реформы первой половиныXviiIв.
- Школа и педагогическая мысль во второй половинеXviiIв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и сша вXiXв. Общий взгляд
- Педагогические идеи в философии
- Классики педагогики хiХв.
- Полемика вокруг школы
- Главные направления развития школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 13. Школа и педагогика России первой половиныXiXв. Общий взгляд
- Развитие школьного дела в первой четвертиXiXв.
- Школьная политика второй четверти хiХв.
- Педагогическая мысль в первой половинеXiXв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
- Школьные реформы 1860-х гг.
- Период реакции в школьной политике
- Педагогическая мысль во второй половине хiх в.
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделV. Школа и педагогика в новейшее время Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половинеXXв. Общий взгляд
- Основные педагогические течения
- Итоги школьных реформ к середине хХв.
- Попытки модернизации общеобразовательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом Общий взгляд
- Основные направления развития педагогической мысли
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования
- Школьные системы
- Практика школьного обучения и воспитания
- Реформирование обучения и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 17. Школа и педагогика в России в концеXix- началеXXвв. Общий взгляд
- Школьные реформы
- Педагогические направления и идеи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода Общий взгляд
- Школа и школьная политика
- Развитие педагогической науки
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 19. Школа и педагогика России в концеXXв. Общий взгляд
- Школьная система
- Полемика о путях образования и воспитания
- Практика образования и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература