Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. -эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.
На российской почве произрастали те же идеи, что и в Западной Европе Нового времени: идеи национального и общечеловеческого воспитания и образования, научности обучения и воспитания, перехода от классической школы к современной. В России они получили определенную специфическую направленность, вытекающую из особых условий российской жизни. Так, продолжалась разработка теории народности школы и педагогики.
В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения.
О росте интереса к педагогике и школе свидетельствуют факты формирования педагогической журналистики, создания научных педагогических обществ. В конце 1850 -начале 1860-х гг. появилось несколько специальных педагогических журналов: "Журнал для воспитания" (1857), "Русский педагогический вестник" (1857), "Учитель" (1861), "Ясная поляна" (1861) и др., возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество) (1859), Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861).
- А.Н. Джуринский история педагогики
- Российской Федерации
- Предисловие
- РазделI. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитания к вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
- Концепции происхождения воспитания
- Зарождение воспитания как особого вида деятельности
- Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
- Появление организованных форм воспитания
- Вопросы и задания
- "Дома табличек"
- Школа в Древнем Египте
- Воспитание и обучение в Древней Индии
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья Воспитание и школа в Древней Греции
- Философы Древней Греции о воспитании
- Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- Воспитание и школа в Древнем Риме
- Педагогические идеи Древнего Рима
- Воспитание и обучение у ранних христиан
- Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 4. Воспитание у восточных славян вVi-iXвв. Общий взгляд
- Воспитание у восточных славян
- Вопросы и задания
- Педагогическая мысль
- Система воспитания и образования
- Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-xviIвв.)
- Воспитание и обучение в Средневековой Индии
- Воспитание и школа в Средневековом Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа вXv– началеXviIв.
- Вопросы и здания
- Литература
- Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конецXviIв.) Общий взгляд
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–хiiIвв.)
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделIv. Школа и педагогика в новое время Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (серединаXvii- конецXviiIвв.) Общий взгляд
- Педагогическая мысль начала Нового времени
- Педагогическая мысль эпохи Просвещения
- Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
- Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11. Школа и педагогика в РоссииXviiIв. Общий взгляд
- Школьные реформы первой половиныXviiIв.
- Школа и педагогическая мысль во второй половинеXviiIв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и сша вXiXв. Общий взгляд
- Педагогические идеи в философии
- Классики педагогики хiХв.
- Полемика вокруг школы
- Главные направления развития школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 13. Школа и педагогика России первой половиныXiXв. Общий взгляд
- Развитие школьного дела в первой четвертиXiXв.
- Школьная политика второй четверти хiХв.
- Педагогическая мысль в первой половинеXiXв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
- Школьные реформы 1860-х гг.
- Период реакции в школьной политике
- Педагогическая мысль во второй половине хiх в.
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделV. Школа и педагогика в новейшее время Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половинеXXв. Общий взгляд
- Основные педагогические течения
- Итоги школьных реформ к середине хХв.
- Попытки модернизации общеобразовательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом Общий взгляд
- Основные направления развития педагогической мысли
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования
- Школьные системы
- Практика школьного обучения и воспитания
- Реформирование обучения и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 17. Школа и педагогика в России в концеXix- началеXXвв. Общий взгляд
- Школьные реформы
- Педагогические направления и идеи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода Общий взгляд
- Школа и школьная политика
- Развитие педагогической науки
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 19. Школа и педагогика России в концеXXв. Общий взгляд
- Школьная система
- Полемика о путях образования и воспитания
- Практика образования и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература