Система воспитания и образования
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения - это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. Последнее мальчики 5-7 лет приобретали под присмотром учителя-наставника.
В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".
Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Первой ступенью обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5-7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучали букво-слагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, поскольку разговорный язык того времени значительно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты, дополненные Псалтырем и житиями святых.
Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.
В программу школ грамоты входило также церковное пение.
Нерадивых школяров наказывали розгами.
Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.
Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали получать образование в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно учебные заведения, где давалось образование выше начального, сосредоточились в столице империи - Константинополе. В IX-XI вв. там насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети начиная с 10-12 лет до 16-17-летнего возраста, т. е. 5-6 лет.
До первой трети X в. в каждой школе обычно был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. До нас дошел документ XI в., где учитель, ссылаясь на бедность, просил патриарха перевести его в более доходную школу.
Постепенно структура средних школ сделалась более сложной. В школе работали уже группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Направления их деятельности санкционировались представителями императорской власти.
Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой"(пайдейя), которая считалась преддверием высшей философии - богословия. Школьная программа представляла собой вариант программы "семи свободных искусств" и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.
Среди методов обучения были популярны состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Школьники учились цитировать по памяти, составлять пересказы, комментарии, описания (экфразы), импровизации (схеды).
Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Школьники изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в. из программ исключили латынь и все, что было связано с "варварским" Западом.
Итак, учащимся следовало много читать. Литература была важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру следовало самому разыскивать нужные книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.
Венцом образовательной системы являлись высшие учебные заведения. Часть из них была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. Высшие учебные заведения имели определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте - на изучении права, в Александрии -на изучении философии, филологии и медицины.
В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать). С IX в. ее стали именовали Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора; никакого самоуправления не существовало. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.
Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII-VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки, с течением времени обучение приобретало специальную направленность, все большее предпочтение отдавалось юридическому образованию.
Ведущим направлением в константинопольской высшей школе было освоение античного наследия. В пору расцвета в Магнавре изучались философия Платона и неоплатоников, другие классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Идеальным выпускником считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы, находившиеся в непосредственном подчинении у императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая.
В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наибольшую известность имели кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), Андроника II Палеолога (XIV в.) и др. Последний современники именовали "школой всяческих добродетелей и эрудиции".
Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в такой школе около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один из подобных уставов, в котором регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).
- А.Н. Джуринский история педагогики
- Российской Федерации
- Предисловие
- РазделI. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитания к вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
- Концепции происхождения воспитания
- Зарождение воспитания как особого вида деятельности
- Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
- Появление организованных форм воспитания
- Вопросы и задания
- "Дома табличек"
- Школа в Древнем Египте
- Воспитание и обучение в Древней Индии
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья Воспитание и школа в Древней Греции
- Философы Древней Греции о воспитании
- Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- Воспитание и школа в Древнем Риме
- Педагогические идеи Древнего Рима
- Воспитание и обучение у ранних христиан
- Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 4. Воспитание у восточных славян вVi-iXвв. Общий взгляд
- Воспитание у восточных славян
- Вопросы и задания
- Педагогическая мысль
- Система воспитания и образования
- Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-xviIвв.)
- Воспитание и обучение в Средневековой Индии
- Воспитание и школа в Средневековом Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа вXv– началеXviIв.
- Вопросы и здания
- Литература
- Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конецXviIв.) Общий взгляд
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–хiiIвв.)
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделIv. Школа и педагогика в новое время Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (серединаXvii- конецXviiIвв.) Общий взгляд
- Педагогическая мысль начала Нового времени
- Педагогическая мысль эпохи Просвещения
- Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
- Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11. Школа и педагогика в РоссииXviiIв. Общий взгляд
- Школьные реформы первой половиныXviiIв.
- Школа и педагогическая мысль во второй половинеXviiIв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и сша вXiXв. Общий взгляд
- Педагогические идеи в философии
- Классики педагогики хiХв.
- Полемика вокруг школы
- Главные направления развития школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 13. Школа и педагогика России первой половиныXiXв. Общий взгляд
- Развитие школьного дела в первой четвертиXiXв.
- Школьная политика второй четверти хiХв.
- Педагогическая мысль в первой половинеXiXв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
- Школьные реформы 1860-х гг.
- Период реакции в школьной политике
- Педагогическая мысль во второй половине хiх в.
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделV. Школа и педагогика в новейшее время Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половинеXXв. Общий взгляд
- Основные педагогические течения
- Итоги школьных реформ к середине хХв.
- Попытки модернизации общеобразовательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом Общий взгляд
- Основные направления развития педагогической мысли
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования
- Школьные системы
- Практика школьного обучения и воспитания
- Реформирование обучения и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 17. Школа и педагогика в России в концеXix- началеXXвв. Общий взгляд
- Школьные реформы
- Педагогические направления и идеи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода Общий взгляд
- Школа и школьная политика
- Развитие педагогической науки
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 19. Школа и педагогика России в концеXXв. Общий взгляд
- Школьная система
- Полемика о путях образования и воспитания
- Практика образования и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература