Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Развитие просвещения и культуры украинского и белорусского народов происходило в неблагоприятных условиях чужеземного господства. Вместе с тем, сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша.
Важным условием развития школы, просвещения, педагогической мысли украинского и белорусского Средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Эволюция этих конфессий существенно повлияла на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV – первой половине XV вв. под южнославянским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм – религиозная доктрина, представители которого обратились к внутреннему миру человека.
Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе учения книжного), включавшем, помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения, также элементы богословия. Преобладающую роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных людей.
В конце XV–XVI вв. школы и просвещение на Украине и в Белоруссии приобретают новые черты. Предоставленное многим городам право на самоуправление послужило стимулом расширения и изменения школьного дела. К тому же росла потребность не только в элементарно грамотных, но и профессионально обученных людях.
С конца XVI в. развитие просвещения на Украине и в Белоруссии происходило под знаком серьезных политических и идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви.
Эти особенности украинского и белорусского позднего Средневековья получили выражение в развитии нескольких типов учебных заведений: католических школ, городских (латинских) школ, униатских школ, протестантских школ, братских школ.
При католических костелах и монастырях действовали латинские школы элементарного и повышенного типа (в последних обучение шло по программе семи свободных искусств). Зачастую католические учебные заведения превращались в городские школы под совместным управлением магистрата и церкви (во Львове, Перемышле, Ярославе и других городах). Эти учебные заведения посещали поляки и украинцы. (Обучение в городских школах отнюдь не означало "окатоличивания".)
Среди католических учебных заведений начиная со второй половины XVI в. особое место заняли школы ордена иезуитов (коллегии). Особую известность, например, получила Львовская коллегия. Для привлечения украинской и белорусской молодежи в программу коллегий вводили старославянский язык и элементы православного богослужения. В коллегиях обучалось юношество из шляхетских слоев.
В середине XVI в. на Украине и в Белоруссии действовало до 150 учебных заведений, созданных общинами протестантов. Подобные учебные заведения были разного уровня – от элементарного до высшего. В числе последних – кальвинистская школа в Дубецке. Веротерпимость протестантских школ привлекала сюда юношей разных вероисповеданий.
Братские школы возникли в конце XVI – первой половине XVII вв. Они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного украинского и белорусского населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с "латинством", с проникновением его на Восток. В этой борьбе перенимались формы западноевропейского влияния при сохранении собственных мировоззрения и педагогической традиции. Следовательно, по существу, появление братских школ оказалось компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью.
Начало подобных учреждений было положено устройством Острожской школы (конец 70-х гг. XVI в.), в деятельности которой приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко, греки. Кирилл Лукарис и Никифор, польский математик и философ Ян Лятос и др. В школе изучали семь свободных искусств и элементы современной философии, программа совмещала обучение "славяно-греко-латинским наукам".
Острожская школа служила примером для училищ, создаваемых братствами. Братства были организациями, которые объединялись вокруг какой-нибудь церкви. Как правило, братства находились в городах. Наиболее известными братскими школами были Львовская (1585), Луцкая (1620), Киевская (1615), Виленско-Троицкая (1584), Могилевская (1590), Минская Шпитальная (1592) и др.
Киевская братская школа оказалась предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия). Это высшее учебное заведение возглавили митрополит Петр Могила (1596/97–1647) и представители братства. Название и форма устройства скопированы с образцов католических школ. Программа семи свободных искусств была взята из краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. Языками школы стали латинский и отчасти польский. Использовались некоторые польские учебники; воспитательная и учебная работа была организована по образцу иезуитских коллегий. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства.
С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи "для обучения русских свободным наукам" в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России.
По типу обучения братские школы соответствовали европейским городским школам. В зависимости от образовательного уровня в братских школах в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие.
После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии и на Украине стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Со второй половины XVII в. учреждением и руководством униатских школ занимались базилиане – униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения.
- А.Н. Джуринский история педагогики
- Российской Федерации
- Предисловие
- РазделI. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитания к вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
- Концепции происхождения воспитания
- Зарождение воспитания как особого вида деятельности
- Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
- Появление организованных форм воспитания
- Вопросы и задания
- "Дома табличек"
- Школа в Древнем Египте
- Воспитание и обучение в Древней Индии
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья Воспитание и школа в Древней Греции
- Философы Древней Греции о воспитании
- Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- Воспитание и школа в Древнем Риме
- Педагогические идеи Древнего Рима
- Воспитание и обучение у ранних христиан
- Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 4. Воспитание у восточных славян вVi-iXвв. Общий взгляд
- Воспитание у восточных славян
- Вопросы и задания
- Педагогическая мысль
- Система воспитания и образования
- Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-xviIвв.)
- Воспитание и обучение в Средневековой Индии
- Воспитание и школа в Средневековом Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа вXv– началеXviIв.
- Вопросы и здания
- Литература
- Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конецXviIв.) Общий взгляд
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–хiiIвв.)
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделIv. Школа и педагогика в новое время Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (серединаXvii- конецXviiIвв.) Общий взгляд
- Педагогическая мысль начала Нового времени
- Педагогическая мысль эпохи Просвещения
- Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
- Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11. Школа и педагогика в РоссииXviiIв. Общий взгляд
- Школьные реформы первой половиныXviiIв.
- Школа и педагогическая мысль во второй половинеXviiIв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и сша вXiXв. Общий взгляд
- Педагогические идеи в философии
- Классики педагогики хiХв.
- Полемика вокруг школы
- Главные направления развития школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 13. Школа и педагогика России первой половиныXiXв. Общий взгляд
- Развитие школьного дела в первой четвертиXiXв.
- Школьная политика второй четверти хiХв.
- Педагогическая мысль в первой половинеXiXв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
- Школьные реформы 1860-х гг.
- Период реакции в школьной политике
- Педагогическая мысль во второй половине хiх в.
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделV. Школа и педагогика в новейшее время Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половинеXXв. Общий взгляд
- Основные педагогические течения
- Итоги школьных реформ к середине хХв.
- Попытки модернизации общеобразовательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом Общий взгляд
- Основные направления развития педагогической мысли
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования
- Школьные системы
- Практика школьного обучения и воспитания
- Реформирование обучения и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 17. Школа и педагогика в России в концеXix- началеXXвв. Общий взгляд
- Школьные реформы
- Педагогические направления и идеи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода Общий взгляд
- Школа и школьная политика
- Развитие педагогической науки
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 19. Школа и педагогика России в концеXXв. Общий взгляд
- Школьная система
- Полемика о путях образования и воспитания
- Практика образования и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература