"Дома табличек"
Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).
Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750-е гг. до н. э.), законы Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633-го г. до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.
Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.
Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как это следует, например, из "Кодекса Хаммурапи" за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.
Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.
Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.
Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.
Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.
Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу " отец учитель"; остальные преподаватели именовались "братьями отца". Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы.
Обучение предусматривало прежде всего подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами.
Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов.
В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.
Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым объектом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу: " Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: "Почему ты не отвечаешь мне?..."
О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички "Восславление искусства писцов", найденные на развалинах Ниневии - столицы Ассирии. В них говорилось: "Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия".
Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до н. э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:
" Школьник, куда ты ходишь ежедневно? - спрашивает учитель.
- Я хожу в школу, - отвечает ученик.
- Что ты там делаешь?
- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.
- Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак».
- Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?». Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно".
Процесс образования в "домах табличек" был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.
Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии и пр.
Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.
Возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.
В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.
Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.
Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эддубов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.
Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов.
В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.
Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными центрами такого рода были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.
- А.Н. Джуринский история педагогики
- Российской Федерации
- Предисловие
- РазделI. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитания к вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
- Концепции происхождения воспитания
- Зарождение воспитания как особого вида деятельности
- Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
- Появление организованных форм воспитания
- Вопросы и задания
- "Дома табличек"
- Школа в Древнем Египте
- Воспитание и обучение в Древней Индии
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья Воспитание и школа в Древней Греции
- Философы Древней Греции о воспитании
- Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- Воспитание и школа в Древнем Риме
- Педагогические идеи Древнего Рима
- Воспитание и обучение у ранних христиан
- Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 4. Воспитание у восточных славян вVi-iXвв. Общий взгляд
- Воспитание у восточных славян
- Вопросы и задания
- Педагогическая мысль
- Система воспитания и образования
- Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-xviIвв.)
- Воспитание и обучение в Средневековой Индии
- Воспитание и школа в Средневековом Китае
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа вXv– началеXviIв.
- Вопросы и здания
- Литература
- Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конецXviIв.) Общий взгляд
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–хiiIвв.)
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделIv. Школа и педагогика в новое время Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (серединаXvii- конецXviiIвв.) Общий взгляд
- Педагогическая мысль начала Нового времени
- Педагогическая мысль эпохи Просвещения
- Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
- Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11. Школа и педагогика в РоссииXviiIв. Общий взгляд
- Школьные реформы первой половиныXviiIв.
- Школа и педагогическая мысль во второй половинеXviiIв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и сша вXiXв. Общий взгляд
- Педагогические идеи в философии
- Классики педагогики хiХв.
- Полемика вокруг школы
- Главные направления развития школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 13. Школа и педагогика России первой половиныXiXв. Общий взгляд
- Развитие школьного дела в первой четвертиXiXв.
- Школьная политика второй четверти хiХв.
- Педагогическая мысль в первой половинеXiXв.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 14. Школа и педагогика России во второй половинеXiXв. Общий взгляд
- Школьные реформы 1860-х гг.
- Период реакции в школьной политике
- Педагогическая мысль во второй половине хiх в.
- Вопросы и задания
- Литература
- РазделV. Школа и педагогика в новейшее время Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половинеXXв. Общий взгляд
- Основные педагогические течения
- Итоги школьных реформ к середине хХв.
- Попытки модернизации общеобразовательной школы
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом Общий взгляд
- Основные направления развития педагогической мысли
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования
- Школьные системы
- Практика школьного обучения и воспитания
- Реформирование обучения и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 17. Школа и педагогика в России в концеXix- началеXXвв. Общий взгляд
- Школьные реформы
- Педагогические направления и идеи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода Общий взгляд
- Школа и школьная политика
- Развитие педагогической науки
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 19. Школа и педагогика России в концеXXв. Общий взгляд
- Школьная система
- Полемика о путях образования и воспитания
- Практика образования и воспитания
- Вопросы и задания
- Литература