logo
краткая версия педагогики

10. Этапы развития призрения детей в России.

Если в качестве критерия периодизации выступает основной субъект помощи (община, князь, церковь, государство, частные лица или общественные организации), то можно выделить семь основных этапов зарождения, становления и развития призрения детей в России.

I этап – с VI по IХ в.

Помощь оказывалась как организованно – общиной в целом, так и спонтанно – отдельными ее членами.

II этап – с X по ХV в.

В этот период благотворительность начиналась с деятельности князей, отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

III этап – с XVI по вторую половину XVII в.

в период раздробленности главным субъектом помощи на Руси стала церковь. Но с началом объединения Руси, усилением княжеской власти социальные функции все больше концентрируются в руках государства

IV этап – от второй половины ХVII в. до реформы 1861 г.

В этот период происходит дальнейшее развитие государственных форм призрения. Постепенно в XVIII в. церковь утрачивает свои лидирующие позиции, и оказание помощи становится прерогативой государства, хотя церковно-христианская благотворительность как социальный институт сохраняется

V этап – с 60-х годов ХIХ в. до начала ХХ в.

В сфере решения социальных проблем активизировалось третье сословие ( промышленники и купцы)

VI этап – с 1917 г. до конца 80-х гг. ХХ в.

Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г.

В результате социально-педагогическая деятельность постепенно стала приобретать исключительно государственный характер.

В 1920-е гг. в России происходит становление и развитие государственной системы социального воспитания.

Кроме того, попечением беспризорных занимались различные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4