logo
ответы по педагогике

26)Типы уроков и их структура

КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА. ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Основные этапы урока

Организационный момент

Этап проверки домашнего задания. Этап проверки знаний, умений и навыков

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап закрепления нового материала.

Этап применения знаний и способов действий

Этап обобщения и систематизации знаний

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Этап коррекции знаний и способов действий

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

I. уроки изучения нового учебного материала

II. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

III. уроки обобщения и систематизации

IV. комбинированные уроки

V. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Урок изучения нового материала:

· первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

· указание на то, что учащиеся должны запомнить;

· мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

· сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

· первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

· контроль результатов первичного запоминания;

· регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

· внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

· частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

· сообщение учащимся цели предстоящей работы;

· воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

· выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

· проверка выполненных работ;

· обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

· задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

· постановка цели урока;

· повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

· проведение проверочных упражнений;

· ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

· упражнения на их освоение;

· упражнения на их закрепление;

· тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

· упражнения на перенос в сходную ситуацию;

· упражнения творческого характера;

· итог урока;

· задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

· организация начала урока (психологический настрой учащихся);

· сообщение темы урока и его задач;

· изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

· формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

· упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

· творческое применение знаний и умений;

· упражнение по отработке навыков;

· домашнее задание;

· итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Урок повторения:

· организация начала урока;

· постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

· проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).

· подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

· задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

· организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

· проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

· формулирование выводов по изученному материалу;

· оценка результатов урока;

· подведение итогов;

· задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

· организация начала урока (необходимо создать спокойную, деловую обстановку - дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала);

· постановка задач урока (учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать, просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе, напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);

· изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.; задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика);

· подведение итогов урока (учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками -иногда на это уходит следующий урок);

· определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

· организация начала урока;

· проверка домашнего задания, постановка цели урока;

· подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

· изучение нового материала, в том числе и объяснение;

· закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

· обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

· подведение итогов и результатов урока;

· задание на дом;

· подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).