27)Разнообразие форм организации учебного процесса
Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.
Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.
Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.
Домашняя работа -логическое продолжение аудиторных занятий по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Различают домашние работы текущего и опережающего характера.
Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные и групповые.
Курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения дисциплины. Осуществляется обучение применению полученных знаний при решении комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов. Дидактические цели: обучение студентов профессиональным умениям, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине, комплексная проверка уровня знаний и умений студентов.
Зачет - итоговая форма контроля знаний.
Экзамен - итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.
Государственный экзамен - заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Собеседование - обсуждение проблемных вопросов
Дипломное проектирование
Урок - основная педагогическая форма организации процесса познания студентами мира, овладение опытом жизнедеятельности. Это определенным образом организованное общение преподавателя и студентов, студентов между собой (подробнее смотри блок "Основные виды занятий").
Экскурсия - организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, устанавливать непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью, развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой специальности. Бывают вводные, текущие (информационные), заключительные.
Лабораторная работа - особая форма учебного занятия, позволяющая студенту осуществить действенную проверку качества усвоения им учебного материала (подробнее смотри блок "Основные виды занятий").
Практическая работа - форма организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Дидактическая цель - формирование у студентов профессиональных и практических умений (пользоваться инструментами, приборами, аппаратурой, работать с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать задачи и делать вычисления, определять характеристики, составлять техническую документацию).
Факультативный курс - дисциплина, изучаемая студентами по их желанию в целях расширения и углубления научно-теоретических знаний по новейшим проблемам программного материала, представляющим повышенный интерес для студентов.
Практикум - один из видов лабораторных работ, проводимых при завершении крупных разделов дисциплины и имеющий преимущественно повторительно-обобщающий характер. Во время практикума обычно даются более сложные и трудоемкие работы, чем во время фронтальных лабораторных работ.
Олимпиады предметные - соревнования студентов на лучшее выполнение определенных заданий в области учебной дисциплины. Это вид массовой внеклассной работы, имеющей целью выявление и развитие интересов и способностей студентов.
Конференции учебные - организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы. Это особая конструкция обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний, с большими воспитательными возможностями сразу с несколькими учебными группами. Конференция по своим особенностям близка к семинару (свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов) и является его развитием.
Практика производственная - составная часть и своеобразная форма организации учебного процесса. Проводится поэтапно (согласно положению о практике) и состоит из учебной, технологической и преддипломной.
Практика учебная - служит для подготовки студентов к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности, приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности. Дидактические цели - формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний; практическое освоение современного оборудования и технологий. Проводится в учебно-производственных мастерских колледжа и вуза.
Практика технологическая - руководство осуществляет преподаватель учебного заведения (консультирует, составляет график перемещения по рабочим местам, выдает индивидуальные задания по специальности) и представитель предприятия (организует работы практикантов в соответствии с программой и графиком прохождения практики, инструктирует по технике безопасности, ведет учет работ, осуществляет текущий контроль).
Практика преддипломная - проводится на заключительном этапе обучения студентов в учебном заведении. Индивидуальные задания студентов связаны со сбором материалов по дипломному проектированию.
Ориентироваться можно на картинку.
28.внеурочные формы обучения К внеурочным формам работы относятся: факультативы( основ.задача:углубление и расширение знания, развитие способностей, и интересов учащихся. Он работает по определенной программ., не дублирует учебную. Сочетание лекций и различные виды самост.работ. проверка работ больше обучающая, чем контролирующая), занятия в кружках и клубах по интересам(предполагает определенную программ.деятельности, менее строгая, строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры).Экскурсии –такая форма организации обучения, к-ая объединяет учеб.процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает через их наблюдение знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Сюда также относятся олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции. 29.Роль учителя в подготовке и проведении учебных занятий Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку можно разделить на следующие этапы.
1– й этап. Изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе для того, чтобы четко поставить перед собой цели и задачи. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
2– й этап. Изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель рассматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).
3– й этап. Изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особо большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть учебного материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, прослушивает звуковые пособия, но и с аннотациями учебных телевизионных передач. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента. Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные задачи урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от темы урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда
- 1)Понятия о дидактике. Объект , предмет задачи дидактики
- 2)Основные дидактические понятия и категории
- 3)Понятия о процессе обучения
- 4)Методологическая основа обучения
- 5)Движущие силы и логика развития процесса обучения
- 6)Структура процесса обучения
- 7)Функции обучения
- 8)Содержание школьного образования
- 9)Общее политехническое и профессиональное содержание образования
- 10)Государственный стандарт общего среднего образования
- 11)Базисный учебный план
- 12)Учебный план общеобразовательный школы
- 13)Учебные программы общеобразовательной школы
- 14)Учебная литература :назначение функции требования к ней
- 15)Система закономерностей процесса обучения
- 16)Система дидактических принципов
- 17)Принципы научности и доступности обучения их реализация в учебном процессе
- 18)Принципы систематичности и последовательности в учебном процессе
- 19)Принципы сознательности и активности в учебном процессе
- 20)Использование принципа наглядности в учебном процессе
- 21)Принципы прочности и учета индивидуально-возрастных особенностей школьников в процессе обучения
- 22)Классификация методов обучения
- 23)Факторы влияющие на выбор методов обучения
- 24)Методы активизации учебно - познавательной деятельности
- 25)Формы организации обучения
- 26)Типы уроков и их структура
- 27)Разнообразие форм организации учебного процесса
- 30. Система средств обучения
- 33 Особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной школе
- 34 Сообщающее (репродуктивное)обучение
- 35 Развивающее обучение. Технология учебного процесса
- 37)Креативные технологии в образовательном процессе
- 38)Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса
- 41. Коммуникативное-информационные технологии в образовательном процессе
- 42. Технология группового и коллективного взаимодействия в образовательном процессе
- 43)Технология схемно-знакового(концентрированного) обучения
- 44)Технология критериально -ориентированного обучения
- 51. Программированное обучения