33 Особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной школе
Сельская малочисленная школа имеет ряд особенностей, которые проявляются в организации учебного процесса, содержании обучения, в выборе ведущих методов, средств, форм учебных занятий. Специфика деятельности СМШ определяется следующими факторами: организационно-педагогическими:
организация учебного процесса в малых группах;
неоднородность учебных групп по составу, уровню познавательных интересов;
использование на более высоком уровне индивидуального обучения;
более слабое выражение процессов группового взаимодействия (подражание, внушение) и, как следствие, бóльшая дисциплинированность учащихся;
ослабление интеллектуального поля, так как сила процессов группового взаимодействия прямо пропорциональна числу членов группы;
потеря учащимися инициативы и стремления к творчеству;
социообразовательными и социокультурными:
опора на специфику сельскохозяйственного окружения;
опора на народные традиции;
отдаленность культурных центров;
психологическими:
специфика общения людей в сельской местности;
практическая ориентация учащихся и родителей;
создание условий для доверительного стиля отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, и для самовыражения;
признание ученика личностью, понимание его интересов и перспектив развития;
возрастание эмоциональной перегрузки учащихся независимо от сложности и объема изучаемого материала.
Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми. В составах обычного и малочисленного класса есть определенные качественные различия, что необходимо учитывать при выборе видов учебной деятельности. Обычный школьный класс практически всегда включает учащихся трех основных типологических групп: с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Если больше учащихся первой группы, а поменьше третьей группы, то класс считается "сильным", если наоборот – речь идет о "слабом" классе. Основная масса учеников обычного школьного класса относится, как правило, ко второй типологической группе. Составы малочисленных классов выглядят иначе. Для малочисленного класса характерны семь различных вариантов. Весь малочисленный класс может быть представлен либо только одной типологической группой, либо учащимися двух типологических групп, либо тремя типологическими группами. Хотя последний вариант похож на структуру класса высокой наполняемости, здесь есть существенное отличие: вторая типологическая группа учащихся уже не является доминирующей и по количеству учащихся может быть меньше любой из других групп. Индивидуальные различия учащихся касаются многих сторон психической деятельности человека: восприятия, воображения, мышления, памяти. Бóльшую группу составляют школьники со средними показателями индивидуально-психологических особенностей наряду с представителями полярных типов. В каждом классе обычно имеются дети и с сильной, и со слабой нервной системой, подвижные и инертные, с аналитической и геометрической направленностью ума, с их равновесным сочетанием. Благодаря достаточно высокой наполняемости класса интервалы между полярными значениями индивидуально-психологических особенностей школьников заполнены многочисленными промежуточными показателями основной массы учащихся, что сглаживает переходы от одного ученика к другому, усредняет представление об ученике. Использование фронтальных видов работы позволяет учителю лишь интуитивно учитывать индивидуально-психологические особенности детей, приводит к необходимости ориентировать методику на "среднего ученика", обладающего усредненными показателями нервной системы, психики, ума и, как правило, не существующего реально. В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса. Малочисленность классов приводит к изменчивости показателей индивидуально-психологических особенностей их составов. Класс может состоять из представителей полярных групп школьников или близких к ним по своим интеллектуальным способностям учащихся. Возможны и классы, состоящие из учащихся с одинаковыми индивидуально-психологическими особенностями. В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. Например, если в классе из двух учеников один проявляет интерес к физике и имеет хорошие и отличные оценки, а другой - с трудом "тянет" на тройки, то совершенно очевидно, что преподавать в таком классе с расчетом на среднестатистического ученика нерезультативно. В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Известно, что в малом классе каждый ученик находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но это можно нейтрализовать посредством организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Здесь-то и может осуществляться уровневая дифференциация. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу всех учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение. Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятием трудностей в учении. Успех индивидуальной работы как раз и определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе, в поощрении успехов ребенка. Таким образом, индивидуальный подход включает в себя:
систематическое изучение каждого ученика;
постановку ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксацию и анализ полученных результатов. Недостатком нынешнего образования является отрыв школы от жизни, просветительский характер обучения, который не обеспечивает социализации личности учащегося, так как не вводит в учебный процесс в качестве его основания социальный опыт. А это связано с потерей учащимися инициативы и стремления к творчеству. В СМШ это легко преодолевается практической направленностью учебной деятельности учащихся. Учитель корректирует программы в соответствии со спецификой местности, сельскохозяйственного производства, адекватно индивидуальным особенностям, интересам своих учеников. Используя конкретный местный материал, жизненный опыт детей, учитель побуждает учащихся актуализировать их познавательный опыт, создает условия для слияния своего опыта с общественно-историческим научным опытом. Это существенно меняет само отношение учащихся к учебному предмету, к учению, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной, так как сельские школьники в силу особенностей своего мышления лучше усваивают практический материал, нежели какие-то абстрактные знания. Надежный путь интенсификации процесса обучения в условиях СМШ – это блочная подача материала, которая дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика. Использование укрупненных дидактических единиц позволяет использовать скрытые резервы мышления, что существенно повышает результативность процессов обучения. По мнению кандидата педагогических наук Г.М.Анохиной, согласно современным представлениям физиологии высшей нервной деятельности и психологии в коре головного мозга человека образуются функциональные системы, т.е. ассоциации нейронов, специализирующихся на решении сходных и взаимосвязанных задач. Эти функциональные системы способны непосредственно схватывать пространственные, количественные, логические отношения. И поэтому разнородные знания, организованные в некоторую целостность, запечатлеваются в психике в пространственной и временной взаимосвязи. Широкое использование символов в виде опорных сигналов, таблиц, структурно-логических схем создает возможность переработки информации мозгом человека на подсознательном и сознательном уровнях одновременно, т.е. на "кодах знаков, звуков, слов, фраз и смысла". Блочная подача материала позволяет высвободить время для коррекции знаний и практических навыков, формирует логическую речь учащихся, устойчивый интерес к предмету, дает учащимся целостную систему знаний. Учитель и ученик должны быть обеспечены своевременной интенсивной обратной связью: постоянно получать сведения о своей работе, чтобы вовремя вводить необходимые коррективы в обучение. Обратная связь, осуществляемая учителем на уроке, постоянно сопровождается воспитанием ответственного отношения к учению. Успешной обратная связь возможна в том случае, если учитель умеет проникать в психологию своего ученика, познавать ее и своевременно перестраивать в соответствии с его возможностями и интересами собственную деятельность. Хорошим средством обратной связи, на мой взгляд, является программированное обучение. Программированный опрос помогает решить ряд педагогических задач:
активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке;
добиться самостоятельности в выполнении программированного задания;
установить оперативную обратную связь, выявить затруднения учащихся в процессе усвоения непосредственно при их возникновении и быстро устранить их;
добиться систематической работы над домашними заданиями благодаря частому контролю всех учащихся;
повысить интерес учащихся к этапу закрепления учебного материала.
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Такой усиленный гиперконтроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка. Поэтому в ходе урока необходимо предусмотреть краткий отдых (физкультминутка между разными видами деятельности), включение занимательного материала (загадок, отрывков из литературных произведений, связанных с изучаемым материалом, интересных фактов из жизни ученых и различных областей науки). Оценивание результатов учебной деятельности учащихся в условиях СМШ является одной из важнейших проблем. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению, так как учитель за урок должен ставить ученику несколько отметок. Это приводит к тому, что нивелируется значимость отметок, выставленных за различные виды работы, так как в условиях обилия их обесценивается значимость тех, которые выставлены за самостоятельные и контрольные работы, ослабляется влияние каждой текущей отметки на итоговую, заметно притупляется эмоциональная реакция на отметку у детей и родителей. Все это приводит к снижению значимости оценки учебного труда в жизни школьника. Поэтому в классах малой наполняемости следует оценивать не все виды работ учащихся, а наиболее значимые, не каждое формируемое действие, а целостные комплексы знаний, связанные с конкретными учебными темами на заключительных этапах их изучения, а также этапы продвижения ученика, так как основные результаты учебного процесса нельзя свести только к функциональным знаниям, умениям и навыкам, они должны способствовать развитию личности, ее творческих способностей. Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность. Сила восприятия, запоминания достигает высокого уровня, так как поставленную задачу учащиеся решают сами. Еще А.Дистервег писал: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Также активность учащихся стимулирует использование разнообразных активных форм обучения (нестандартные уроки, уроки с использованием компьютера). Эффективно использование в СМШ различных форм организации работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных. Учитывая замкнутость отношений, узкий круг общения, необходимо так планировать учебное занятие, чтобы на некоторых этапах учащиеся контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, при которой он овладевал бы знаниями не ради учителей и родителей, не из страха наказаний, а с интересом, увлеченно. У детей сильна потребность в эмоциональном контакте, поэтому в условиях СМШ особое значение приобретает деятельность учащихся в малых группах. Такую работу можно использовать на различных этапах урока: и при изложении нового материала, и при отработке знаний, и при контроле знаний. Групповая форма работы дает каждому ученику возможность развить свое мнение, обосновать свою точку зрения, так как обсуждение вопроса происходит с равными себе. Преимущества работы в малых группах следующие:
продуктивной работой охватывается весь класс;
учитель может больше внимания уделить ученикам, нуждающимся в помощи;
стимулирует активную мыслительную и речевую деятельность каждого учащегося;
повышает уровень знаний, умений, навыков;
способствует обучению учащихся деловому общению;
формирует умение понимать и оценивать личность и действия других людей, регулировать свое поведение в соответствии с требованиями партнеров и непрерывно меняющимися окружающими условиями;
повышает интерес к учению, вырабатывает положительное отношение к нему;
позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения непреодолимых для него трудностей тут же на месте получить помощь либо товарищей, либо учителя. Конечно, нельзя заменить все формы организации учебного процесса групповой работой. Академик Х.Й.Лийметс считает, что она должна проводиться не более чем на двух уроках в день, так как связана со значительным напряжением учащихся. Таким образом, в сельской малочисленной школе необходимо:
традиционное усредненное обучение заменить индивидуальным, рассчитанным на каждого конкретного ученика с его индивидуальными психологическими особенностями;
структурировать предметные курсы на блоки (укрупненные дидактические единицы);
подачу учебного материала проводить с опорой на жизненный опыт учащихся;
центр тяжести в оценке знаний перенести на конечные результаты;
планировать способы получения обратной связи;
предусматривать в ходе урока возможности для переключения внимания, краткого отдыха с целью снятия эмоциональной перегрузки детей;
использовать классические и нетрадиционные формы и методы обучения.
- 1)Понятия о дидактике. Объект , предмет задачи дидактики
- 2)Основные дидактические понятия и категории
- 3)Понятия о процессе обучения
- 4)Методологическая основа обучения
- 5)Движущие силы и логика развития процесса обучения
- 6)Структура процесса обучения
- 7)Функции обучения
- 8)Содержание школьного образования
- 9)Общее политехническое и профессиональное содержание образования
- 10)Государственный стандарт общего среднего образования
- 11)Базисный учебный план
- 12)Учебный план общеобразовательный школы
- 13)Учебные программы общеобразовательной школы
- 14)Учебная литература :назначение функции требования к ней
- 15)Система закономерностей процесса обучения
- 16)Система дидактических принципов
- 17)Принципы научности и доступности обучения их реализация в учебном процессе
- 18)Принципы систематичности и последовательности в учебном процессе
- 19)Принципы сознательности и активности в учебном процессе
- 20)Использование принципа наглядности в учебном процессе
- 21)Принципы прочности и учета индивидуально-возрастных особенностей школьников в процессе обучения
- 22)Классификация методов обучения
- 23)Факторы влияющие на выбор методов обучения
- 24)Методы активизации учебно - познавательной деятельности
- 25)Формы организации обучения
- 26)Типы уроков и их структура
- 27)Разнообразие форм организации учебного процесса
- 30. Система средств обучения
- 33 Особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной школе
- 34 Сообщающее (репродуктивное)обучение
- 35 Развивающее обучение. Технология учебного процесса
- 37)Креативные технологии в образовательном процессе
- 38)Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса
- 41. Коммуникативное-информационные технологии в образовательном процессе
- 42. Технология группового и коллективного взаимодействия в образовательном процессе
- 43)Технология схемно-знакового(концентрированного) обучения
- 44)Технология критериально -ориентированного обучения
- 51. Программированное обучения