16)Система дидактических принципов
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Логической основой этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, а все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требований к содержанию обучения, к обучающим и к обучающимся. К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
— сознательности и активности;
— наглядности;
— систематичности и последовательности;
— прочности;
— научности;
— доступности;
— связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
- 1)Понятия о дидактике. Объект , предмет задачи дидактики
- 2)Основные дидактические понятия и категории
- 3)Понятия о процессе обучения
- 4)Методологическая основа обучения
- 5)Движущие силы и логика развития процесса обучения
- 6)Структура процесса обучения
- 7)Функции обучения
- 8)Содержание школьного образования
- 9)Общее политехническое и профессиональное содержание образования
- 10)Государственный стандарт общего среднего образования
- 11)Базисный учебный план
- 12)Учебный план общеобразовательный школы
- 13)Учебные программы общеобразовательной школы
- 14)Учебная литература :назначение функции требования к ней
- 15)Система закономерностей процесса обучения
- 16)Система дидактических принципов
- 17)Принципы научности и доступности обучения их реализация в учебном процессе
- 18)Принципы систематичности и последовательности в учебном процессе
- 19)Принципы сознательности и активности в учебном процессе
- 20)Использование принципа наглядности в учебном процессе
- 21)Принципы прочности и учета индивидуально-возрастных особенностей школьников в процессе обучения
- 22)Классификация методов обучения
- 23)Факторы влияющие на выбор методов обучения
- 24)Методы активизации учебно - познавательной деятельности
- 25)Формы организации обучения
- 26)Типы уроков и их структура
- 27)Разнообразие форм организации учебного процесса
- 30. Система средств обучения
- 33 Особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной школе
- 34 Сообщающее (репродуктивное)обучение
- 35 Развивающее обучение. Технология учебного процесса
- 37)Креативные технологии в образовательном процессе
- 38)Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса
- 41. Коммуникативное-информационные технологии в образовательном процессе
- 42. Технология группового и коллективного взаимодействия в образовательном процессе
- 43)Технология схемно-знакового(концентрированного) обучения
- 44)Технология критериально -ориентированного обучения
- 51. Программированное обучения