2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивает, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке: они гладят изображенный предмет, делают вид, что кладут нарисованную ягодку в рот, «запускают» волчок, стремятся подражать голосам, позам, движениям изображенных животных. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче. Маленькие дети предпочитают произвольную окраску предметов, некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства книжной графики. В.Я.Кионова в 1975 г, проведя специальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, определила показатели и уровни восприятия детьми книжной иллюстрации. К таким показателям относятся:
1)понимание содержания иллюстраций, соответствующих тексту данного литературного произведения;
2)осознание значения различных выразительных средств иллюстраций (позы, жеста, мимики, цвета, расположения в пространстве) для раскрытия содержания;
3)эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию и понимание выразительных средств иллюстрации, дающих возможность понять переживания персонажей;
32
4)обоснование выбора иллюстраций.
Соответственно этим показателям, В.Я Кионовой были установлены три уровня восприятия детьми художественного образа.
Высокий уровень (III): понимание содержания иллюстраций, осознание ребенком нескольких средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция); эмоциональное отношение к изображенному; понимание выразительности не только иллюстраций, выполненных в традиционной манере исполнения книжной графики XIX века, но и с элементами условности. На этом уровне находится 11,3% детей.
Средний уровень (II): дети понимают содержание иллюстраций, осознают некоторые средства выразительности в реалистическом исполнении; появляется эмоциональное отношение к воспринятому, предпочтение реалистического изображения условному На этом уровне находится 43,4% детей.
Низкий уровень (I): понимание содержания иллюстраций к знакомому тексту, описание таких средств выразительности, как поза, ярко поданная мимика, без достаточного осознания других средств; эмоциональное отношение наблюдается только к знакомым, раннее виденным образам. На этом уровне находится 45,3% детей.
Специальная работа с детьми, педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно – выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.