4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
Пейзаж.
Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни (Л.А.Раева, Н.М.Зубарева, Л.М.Компан-цева, Н.А.Курочкина).
Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.
23
Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи руководствуемся следующими принципами:
1)Произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения. Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы; художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие;
2)Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Е.А.Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которое оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»
3)При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде всего рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине). Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту их родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций и т.д.
Натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудие труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой.
Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителями красоту привычных для людей вещей: он обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовые сочетания одних предметов с другими, выражая тем самым свое отношение к ним. Рассматривая натюрморт, мы постигаем свойства и качества окружающих предметов с эстетических позиций, видим то, что ранее не воспринимали. В результате этого мы начинаем иначе относиться к вещам, окружающим нас, воспринимаем их как ценность, созданную руками человека и природой.
24
Для натюрморта художник выбирает определенные предметы и соответственными образом их располагает по тому, как они расположены, как использован цвет, мы можем узнать манеру письма того или иного художника (А.М Герасимова «Розы», К.С.Петров-Вадкин «Утренний натюрморт».
Для 2 младшей и средней группы натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного вида: овощи, фрукты, цветы, ягоды. В средней группе предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы, плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты.
В старших группах следует показать детям разнообразные натюрморты, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. Предлагать детям натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно реалистической, детализированной и декоративной манере, разные натюрморты по композиции. Применяются смешанные, сюжетные, бытовые натюрморты.
Портрет.
Доступность содержания портретов для детского восприятия со старшей группы. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Это могут быть такие темы: «Дети», «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы портретной живописи». Опыт нашей работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведений портретной живописи происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа. Содержание портрета должно носить воспитывающий гуманный характер, способность формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображения. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм). По нашим наблюдениям, внимание детей в портрете приковывает динамика (движение) модели, а также ее цветное изображение. Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психологические и
25
индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детского учреждения, его место расположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок). Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.
Жанровая картина.
Особое внимание у детей уделяется формированию интереса к жанровой живописи, отражающий труд и быт людей, умение понимать содержание картины и средства его выражения. Успех этой работы зависит от ряда условий, среди которых важнейшими являются четкий отбор произведений ; использование разнообразных методов и приемов при ознакомлении с живописью.
При отборе руководствоваться принципами высокая идейность произведения; реалистичность изображенного в картине социального явления, актуальность изображенного события раскрывающего современную жизнь страны; доступность содержания картины опыту ребенка; разнообразие форм выражения реальной действительности в искусстве. Однако правильный отбор произведений жанровой живописи по себе еще не имеет воспитательного эффекта.
Воздействие на мысли и чувства ребенка начинается при умелом, творческом использовании педагогом определенной системы методов. Чтобы привить дошкольникам интерес к современной живописи, научить понимать содержание картины в единстве с ее выразительными средствами, развить умение чувствовать настроение произведения, педагог применяет различные методы и приемы, обусловленные психофизиологическими особенностями детей, их жизненным опытом, а также опытом восприятия изобразительного искусства.
Методы, предваряющие восприятие произведений искусства, создающие интерес к живописи.
Методы дидактического характера: рассказ педагога о картине¸ вопросы, обобщение.
Методы, раскрывающие способы познания произведения, анализировать ее содержание и выразительные средства.
26
Методы, формирующие самостоятельный творческий опыт восприятия живописи на уровне эстетических оценок, суждений, обобщений.
Восприятие жанровой живописи требует определенных знаний, впечатлений.
Процесс ознакомления можно разделить на три этапа:
1)этап познания способов, чтение картины, развитие умения анализировать ее содержание, выразительные средства;
2)этап творческого восприятия произведения , когда ребенок свободно, без затруднений отвечает на вопросы о чем картина, высказывает свои оценки, суждения, эмоционально передает личностное отношение к содержанию картины;
3)этап, года дети еще не умеют устанавливать логические связи, на вопрос о чем картина, ограничиваются лишь перечислением.
Рассказ педагога о картине может строиться:
1)сообщение название картины и фамилии художника; что он изобразил, что самое главное выделил; как это показал (цветом, величиной, расположением; краткое обобщение о чем художник создал картину, что красивого увидел в жизни и изобразил в картине; о чем думается, вспоминается, глядя на это произведение.
Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах, поскольку тема жанровых картин всегда рождается из жизненных ситуаций. Произведение данного жанра позволяют нам приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям нравственно-эстетическими идеалом. Картины жанровой живописи в отличие от портрета раскрывают не конкретно – определенную личность, а типичный обобщенный характер человека. Ребенок воспринимает в жанровой живописи образы других людей, постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и в своих поступках, действий осознает себя частицей общества.
Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетическую восприимчивость и чуткость, уважение к труду (А.А.Пластов «Ужин трактористов», И.А.Попов «первый снег», А.А.Дейнека «У моря». «Будкщие летчики»).
27
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.