logo
Изобразительная деятельность

3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.

Обследование – метод обучения и в то же время одна из задач обучения. Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию: в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). Возможность формирования такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления, самостоятельности ребенка в изодеятельности, в переводе ее на самодеятельный, творческий уровень, когда ребенок становится субъектом своей деятельности. Овладение умением смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед

11

изображением («Не умею, не смогу»), позволяет ему смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления детей можно назвать творческими. Правильно проведенное обследование способствует более успешному решению частных задач конкретного знания, делает процесс учения ребенка более активным и самостоятельным. Дело в том, что в процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внешних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное» представление, то есть представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только помогают вычленить особенности формы, но и по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру – так и рисуем как обхватываем, ощупываем, пальцами объемную форму - так и лепим). Все это делает показ способов изображения педагогом дополнительным приемом обучения, а на последующих этапах становится необязательным. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся все более самостоятельными. Наконец, только с помощью и в процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, а затем и обобщение позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов. Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова показали, что успешное формирование изобразительной деятельности, а значит, и развитие ребенка зависит не только от овладения изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний. В основе системы – связь между внешним видом предмета и его функциональным назначением. Таким образом, в процессе наблюдения, обследования идет осмысленное вычленение внешних изобразительных признаков, а затем формирование обобщенных представлений, облегчающих процесс самостоятельного познания других конкретных предметов из той или иной типовой группы.

На основе обобщенных представлений формируется и обобщенный способ изображения предметов одного типа. Сходство во внешнем виде подводит дошкольников к выводу о сходстве способа изображения и помогает

12

перенести усвоенный способ изображения на относительно новый предмет.

Какова структура обследования?

Обследование можно разделить на три разных по характеру типа.

Первый – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности.

Второй этап – аналитическое восприятие предмета, то есть последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определение последовательности изображения. Такой способ обследования продиктован характерным и более доступным дошкольнику способом изображения).

Третий этап – опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

В структуре обследования (анализа) нередко используется обследующий жест воспитателя и детей, который помогает вычленить форму, ее особенности. Обведение пальцем по контуру предмета организует зрительно восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, производимым при изображении. Следовательно, обследующий жест «подсказывает» способ изображения. Те же смысл и значение обследующий жест имеет в обследовании с целью последующей лепки: ладошки и пальчики предмет ощупывается с целью лучшего выделения формы, эти же движения лежат в основе приемов лепки. Поэтому важно правильно организовать обследующий жест детей: чем менее опытны дети, тем чаще этот жест движение может быть совместным, когда воспитатель берет руки ребенка и вместе с ним выполняет движение. Но этому обязательно должен предшествовать показ приема осязательного обследования. Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно использовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)». В рисовании мелкие части, детали воспринимаются зрительно, в лепке важно ощупывать мелкие детали. Жест не всегда включается в обследование. Если форма предмета и его частей хорошо знакома ребенку, и он может вычленить ее зрительно, в жесте нет необходимости.

13

Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму.