Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными
30
деталями. Книжная графика – иллюстрация ( от лат. Illustrare –прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче – освещению и объяснению. Как средство наглядности иллюстрации находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения. Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное – самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот еще не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник. Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения. Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограниченным, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения – макет. Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям
31
детского восприятия, задачам детской книги.
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.