Анализ исследований по проблеме развития способностей.
А.Г.Ковалев отмечает, что каждая способность имеет свою структуру. В структуре способности следует выделить опорные и ведущие свойства и, наконец, определенный фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам способности к изобразительной деятельности ученый относит высокую природную чувствительность зрительного анализатора,
8
развивающегося в процессе деятельности (чувство линии; чувство пропорции, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма), сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитую образную память. Ведущее свойство – это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности – определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению. Не менее интересен и подход Н.П.Сакулиной. По ее мнению, способности к изображению и художественному выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию.
Н.П.Сакулина выделяла три компонента способностей к изображению:
1)восприятие и связанные с ним по представления;
2)овладение средствами графического изображения;
3)овладение техникой рисунка.
Рассматривая способности к образному выражению, автор подчеркивала, что ее основа – эстетическая оценка явлений реального мира. Такая оценка окрашивает восприятие, придавая ему эстетический характер, а средствами художественного выражения служат в известной степени усвоенные детьми средства графического изображения. Изучая сенсорное развитие ребенка в процессе обучения его изобразительной деятельности, Н.П.Сакулина обогатила исследование способностей. Она определила следующие сенсорные способности, формирование которых обеспечивает успешное освоение изобразительной деятельности:
1)способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
2)способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
3)способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
4)способность совершать комплекс движений под контролем взора;
5)способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению;
6)способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного раннее сенсорного опыта
9
и преобразования его при помощи изображения.
Исследования, проведенные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в 70-е – начале 80-х годов под руководством Л.А.Венгера, при непосредственном участии автора данной статьи, их широкая опытная проверка в дошкольных учреждения показали: в основе художественных способностей дошкольников лежит широкое сенсорное развитие ребенка, формирование у него разнообразных перцептивных действий, включающих и действия восприятия внешних свойств и качеств предметов, и тактильных и кенестетических действий.
Семинар 1.1.3. «Сенсорные основы изобразительной деятельности».
1.Сущность понятия «сенсорные основы изобразительной деятельности» (восприятие, сенсорная оценка получаемого изображения, изобразительные действия и др.).
Н.П.Сакулиной и Комаровой Т.С. разработана структура сенсорных способностей.
Способность целенаправленного аналистического восприятия изображаемого предмета. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно, материалу технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.
Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.
Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного опыта и преобразования его при помощи воображения. В реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.