Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
Доктор педагогических наук И.Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций, интересов. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой лежит самостоятельность и творческая активность учащихся в познании. Выделен информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации.
Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет и отрабатывает способ применения знания способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия но и обобщенные (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, а значит, и способность использовать их оперативно в разных условиях.
Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты – выводы делают ученики; педагог ставит гипотезу выдвигают ученики). Эвристический или частично поисковый метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей. Это общедидактические методы, которые могут быть использованы при обучении любому содержанию, в том числе
36
изобразительной деятельности. И.Я.Лернер отметил, что метод реализуется через систему приемов. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно образного отражения окружающего мира. Рассмотрение этих методов важно, особенно во взаимосвязи их с общедидактическими. Предпочтение отдается наблюдению и обследованию. Оба метода были разработаны применительно к изобразительной деятельности Н.П.Сакулиной. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания – формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.
Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.
Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, животных). При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть обследованием – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.
37
Общедидактические методы и приемы.
Информационно-рецептивный метод
Направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.
Приемы:
показ способов действия;
словесный;
игровой;
обследование;
наблюдение;
образец;
художественное слово.
Репродуктивный метод
Направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.
Приемы:
упражнения;
игровые;
образцы показа ребенка;
вопросы репродуктивного характера.
Эвристический метод
Направлен на пооперационность или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
Приемы:
игровые;
беседы.
Исследовательский метод
Предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Приемы:
игровые;
исследование;
незаконченные образцы.
38
Семинар 1.4.1. «Игровые приемы обучения изобразительной деятельности».
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.