2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию.
Требования к подбору произведений для обучения пересказу.
Методы и приемы обучения дошкольников пересказу.
Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений.
1. Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы.
Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Дети хорошо запоминают небольшие по объему сказки с повторяющимися действиями: «Колобок», «Теремок», «Репка», и уже в младшем дошкольном возрасте могут рассказывать их почти дословно. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:
- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;
- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, в младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения.
В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.
Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки.
Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи). Часто в конспектах занятий для детей обучение пересказу обозначено как тема занятия. Это методически неверно, так как тема занятия должна отражать содержание, а не дидактическую задачу или вид детского рассказа.
2. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе.
Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.
Развитие навыков диалогической речи и элементов монолога в среднем дошкольном возрасте позволяет использовать для пересказа ранее незнакомые литературные произведения, которые впервые читают детям непосредственно на занятии по обучению пересказу. Это могут быть небольшие по объему сказки о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». А также сюжетные рассказы, по содержанию близкие опыту ребенка (рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», Л.Н. Толстого «Пожар», «Косточка»). В них должны быть хорошо выражены основные структурные компоненты текста: начало, середина, конец.
Старшим дошкольникам доступны для пересказа не только сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»), но и рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.). Также используются рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина. В старшем дошкольном возрасте для обучения пересказу применяют и тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).
Таким образом, дети обучаются пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию речевой выразительности, навыков связной монологической речи.
3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на примитивном анализе текста. Прежде всего детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем.
Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?
Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:
- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);
- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);
- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);
- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);
- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);
- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);
- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).
Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.
По содержанию различают вопросы, направленные на анализ сюжета («Кого первым встретил Колобок?»), на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»), на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»), на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется ,,золотым»”?»).
Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребенка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.
Для углубления восприятия детьми литературного произведения используются наглядные средства (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстрации после чтения или рассказывания произведения помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать изображенный эпизод или описать героев. По иллюстрации также задают вопросы, подготавливающие детей к пересказу произведения.
В разных возрастных группах дети овладевают разными видами пересказа литературного произведения. В младшем дошкольном возрасте дети учатся составлять совместный пересказ сказки с воспитателем. В среднем дошкольном возрасте детей обучают самостоятельному пересказу текста от начала до конца. Для старших дошкольников доступны такие виды пересказа, как пересказ по частям, по ролям, игры-инсценировки и игры-драматизации.
4. Занятия по обучению детей пересказу текстов начинают проводить со 2-й младшей группы. Структура занятия традиционно включает три части. Вначале заинтересовывают детей темой литературного произведения, подготавливают их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа, в которой можно обратиться к личному опыту детей, связать произведение с аналогичными загадками о героях, пословицами, отражающими основную идею. Далее следует изложение педагогом текста для пересказа.
Во второй (основной) части занятия проводится беседа по содержанию, направленная на подготовку детей к пересказу произведения. В младшей группе после беседы по содержанию можно приступить к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Воспитатель начинает рассказывать, а дети заканчивают. Используется прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая». После беседы по произведению в средней и старшей группе рекомендуется еще раз рассказать детям текст. Для усиления осознанного восприятия произведения дошкольниками следует перед повторением текста дать детям установку на запоминание: «Послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить». Затем детям предлагают пересказать текст, здесь важно мотивировать речевую деятельность детей, а также уточнить вид пересказа. Если в старших группах используется пересказ по частям или по ролям, необходимо договориться с детьми, кто какую часть текста пересказывает или какую роль исполняет. Во время пересказа произведения детьми педагог должен по возможности не прерывать речь ребенка, подсказывать в случае необходимости. Следует формировать культуру слушанья и ориентировку на слушателей у рассказчиков. Обычно во время занятия текст пересказывают 2-4 раза, с остальными детьми необходимо обязательно пересказать это произведение в свободное от занятий время в процессе индивидуальной работы.
В третьей части занятия воспитатель анализирует пересказы детей, при этом обращает внимание на содержание и речевую форму детских высказываний. В старшем дошкольном возрасте к анализу привлекают самих детей. В конце занятия можно провести игру или игровое упражнение на обобщение темы занятия или закрепление речевых умений.
Закреплять навыки пересказа у детей рекомендуется в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.
Литература
1. Дубініна, Д.М. Мастацка-маўленчае развіццё дашкольнікаў / Д.М. Дубініна. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 220 с.
2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать/ Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.
3. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку / Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6. – С. 69.
4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы