logo
книга мельник

2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию

  1. Особенности развития детского словесного творчества.

  2. Виды и варианты творческих рассказов детей.

1. Сочинение рассказов и сказок требует от детей осмысления содержания и формы текста, установления связей между элементами сюжета и частями повествования. Речевое творчество опирается на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Творческое рассказывание – процесс придумывания детьми рассказа или сказки с самостоятельно созданными образами и ситуациями, с логически построенным, сюжетом, облеченным в словесную форму, соответствующую содержанию.

В методике развития речи творческое рассказывание рассматривается как средство умственного развития, формирования способности логично и последовательно излагать мысли (Е.И.Тихеева), основная форма работы по развитию выразительности речи (Е.А. Флерина), наивысшая точка развития связной речи (Э.П. Короткова). Характерными признаками творческого рассказывания дошкольников являются:

- увлеченность самой деятельностью, умение видоизменять, комбинировать имеющиеся представления, создавать на их основе образы и ситуации;

- умение представлять последовательность и связь событий;

- умение использовать для создания образов соответствующие языковые средства;

- самостоятельность, вариативность, то есть умение придумывать несколько вариантов на одну и ту же тему.

Критериями оценки сочинений детей выступают:

- использование собственного опыта при создании новых образов;

- умение рассказать о событии последовательно, показать взаимоотношения героев, мотивировать их поступки;

- композиционная завершенность сочинения (логичность, последовательность, связность);

- художественная выразительность (образность, яркость, оригинальность).

Для организации эффективного обучения детей творческому сочинению необходимы педагогические условия:

- осознание воспитателем педагогических и психологических аспектов речевого творчества как цели (опора на мотивы и потребности детей);

- систематическое педагогическое руководство детским речевым творчеством (обогащение опыта ребенка, в том числе литературного, знакомство детей с композиционными особенностями литературных произведений разных жанров, учет этапов развития детского творчества; разнообразие содержания, форм, методов и приемов развития речевого творчества, развитие творческой активности и самостоятельности детей).

Развитие детского речевого творчества организуется поэтапно. А.Е. Шибицкая в зависимости от содержания организации образовательной работы выделяет три основных этапа: 1) воспитание интереса к литературе (создание запаса известных произведений, тем, идей, содержания, образов); 2) усвоение способов художественного изображения, творческих речевых действий; 3) самостоятельное сочинение.

2. В методике развития речи выделяют разнообразные виды и варианты детских творческих сочинений, что свидетельствует о широких возможностях взаимодействия педагога и ребенка в процессе речевого творчества.

Основные виды творческих сочинений предлагает Л.Г. Фомичева:

I. Творческое сочинение по картине. Картина является отправной точкой для сочинений детей. Ребенку предлагают составить рассказ о том, что произошло до момента, изображенного на картине или после него. Интересный прием рекомендовала Е.И. Тихеева – прием «вхождения в картину». Дети представляют себя на месте изображения в картине или одним из персонажей картины. При помощи приема олицетворения можно предложить детям «оживить» любой предмет на картине и рассказать о том, как он попал на это место, где был раньше, кто его сделал и т.д.

II. Контаминация литературных произведений. В основе данного типа сочинения лежит склонность детей представлять себя на месте любимых героев. Дети усовершенствуют черты характера героев, исправляют их ошибки, изменяют сюжет в пользу героев, однако часть произведения остаётся не тронутой.

III. Свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства предлагают детям тогда, когда они уже освоили основные приемы сочинения.

Единство интеллектуального и мотивационного компонентов в творческой речевой деятельности подчеркивает Л.М. Ворошнина. Она выделяет следующие варианты сочинений детей:

- Творческое сочинение по теме. Тему называет педагог или придумывают дети. Она должна быть интересной, вызывать эмоциональный отклик у дошкольников, побуждать их к речевым высказываниям.

- Сочинение с опорой на литературные произведения. Детям предлагают либо поменять в произведении героев и оставить знакомый сюжет, либо наоборот – придумать новый сюжет с уже известными героями.

- Сочинение сюжетной сказки по пейзажной картине. Этот оригинальный вариант сочинения дает детям опору на наглядность. Вместе с тем детям сложно соединить художественный образ природы и словесное творчество. Используя прием олицетворения, дошкольники сочиняют сказки о деревьях, о животных, изображенных на картине.

На основе текста знакомой детям сказки можно предложить творческие задания на основе экспериментирования с художественным образом:

- рассказывание сказки от имени героя с учетом особенностей его характера, взаимоотношений с другими персонажами;

- «герои среди нас»: рассказать о том, как персонажи будут вести себя и действовать в современной обстановке и реагировать на все происходящее в соответствии со своим характером (это задание носит юмористический, даже пародийный характер);

- продолжение истории: рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба героя, домысливание его последующей деятельности в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке (задание рассчитано на способность ребенка вживаться в образ).

В методике известно и сочинение детьми малых литературных жанров – загадок, небылиц, пословиц и пр. (А.П. Илькова, М.В. Фадеева и др.). Исследователями доказано влияние небыличных форм фольклора на развитие речи, творческих речевых способностей, креативности детей 7-го года жизни, определены этапы ознакомления детей с жанровыми особенностями небыличных текстов и обучения сочинению малых жанров.

А.П. Илькова предложила этапы включения пословиц и поговорок в систему речевой работы со старшими дошкольниками: расширение представлений о фольклорных жанрах; формирование понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками; использование пословиц в разных видах деятельности; определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании в самостоятельной речи.

М.В. Фадеева на примере небыличных текстов выявила особенности детских сочинений: близость их тематики фольклорным текстам; творческая вариативность сюжетов; заданность комизма (нарушение причинно-следственных, временных и других связей); создание комических ситуаций за счет использования межстилевой лексики и образных средств языка (эпитеты, сравнения); заимствование персонажей из знакомых текстов; использование традиционных зачинов и финалов, несущих основную семантическую нагрузку; четкая ритмическая организация сочинений.

На возможности использования сказок для развития речевого творчества дошкольников указывали многие педагоги (Л.А. Колунова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Л.Я. Панкратова, Л.В. Танина и др.). В частности, было доказано, что на развитие мышления, воображения, творческих, сценических способностей в разных видах художественной деятельности детей влияет использование ими при сочинении сказок приема контаминации знакомых литературных сюжетов, ориентация на употребление смысловых оттенков слова.

Литература

1. Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Нар. асвета, 1999. – 223 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.