В.Н. Смаль
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и психологии детства учреждения образования
«Гродненского государственного университета имени Янки Купала»
С.А. Сергейко
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социально-медицинских дисциплин учреждения образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Н.А. Леонюк
Мельник, Е.И.
Теория и методика развития речи: конспекты лекций в двух частях, часть 1 / Е.И. Мельник; под ред. В.Н. Смаля. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 135 с.
В курсе лекций изложены теоретические основы речевой деятельности дошкольников, раскрыты возрастные особенности становления и развития речевых умений и навыков детей от рождения до семи лет, формы, методы и приёмы организации работы по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста.
Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Теоретические основы методики развития речи 4
1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи» 4
1.2 Место методики развития речи в системе 7
психолого-педагогических наук 7
1.3 Особенности развития речетворческой 10
системы дошкольников 10
1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе 14
1.5 Становление методики развития речи как науки. 20
1.6 Вклад К.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку 22
1.7 Роль Е.И. Тихеевой в создании методики развития речи 24
детей в условиях детского сада 24
1.8 Основные направления современных исследований 28
детской речи 28
1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников 33
1.10 Методы научного исследования развития речи 37
1.11 Общение как фактор овладения родным языком 40
2 Развитие связной речи дошкольников 45
2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи 45
2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию 49
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы