logo
книга мельник

1.8 Основные направления современных исследований детской речи

1. Формирование психолого-лингвистического подхода к развитию речи детей в 1950–1960 гг. (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

2. Вклад Ф.А. Сохина в разработку современной методики развития речи дошкольников.

3. Современные направления исследования детской речи: структурное, функциональное, когнитивное.

1. Современный психолого-лингвистический подход к развитию речи детей дошкольного возраста основывается на теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Изучая проблему взаимодействия речи и мышления, Лев Семенович Выготский критиковал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична, то есть она не выполняет коммуникативных функций и является признаком незрелости детского мышления. Выготский доказал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь, являющаяся основой развития мышления у ребенка.

Центральным вопросом в процессе изучения взаимодействия речи и мышления является проблема формирования понятий, усвоения детьми значения слова. Выготский определял значение слова как феномен мышления, «всякое слово уже обобщает» – говорил ученый, формирование понятия невозможно вне речевого мышления. Общаясь со взрослым, ребенок усваивает нерасчлененный, слитный образ. Значение слова у ребенка и взрослого часто не совпадает. В процессе общения возникает определенное значение слова, которое становится понятием. Несмотря на совпадение слов по своей номинативной функции, лежащие в их основе мыслительные операции различны. Осознание значения слов у детей развивается постепенно и переходит на новую ступень обобщения. Таким образом, Выготский показывал развитие интеллектуальной функции языка у детей.

Даниил Борисович Эльконин также подчеркивал осознанность речевого развития детей. Он считал, что у ребенка рано проявляется особая чувствительность к языку, которая проявляется в умении использовать ранее встречавшиеся языковые формы в новых речевых ситуациях, в комбинировании элементов языка в зависимости от условий общения. Исследуя особенности развития звуковой стороны языка у дошкольников, ученый отметил, что уже в младшем дошкольном возрасте дети используют звуки как предмет деятельности и практического познания. Целенаправленное введение ребенка в звуковую действительность позволяет эффективно подготовить детей к овладению чтением, обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии. Эльконин разработал методику обучения дошкольников чтению, основанную на действии со звуковой стороной языка. Таким образом, он показал, что овладение звуковой системой языка – основа для становления речи ребенка.

Процесс становления речи детей исследовал и Алексей Алексеевич Леонтьев. Он охарактеризовал основные компоненты речевой деятельности: намерение, мотив, потребность, речевое действие, цель. Ученый подчеркивал необходимость накопления речевых умений и навыков, а также языковых средств, которые они обеспечивают, для овладения детьми системой языка. При этом он разделяет речевые умения и навыки, определяя навыки как речевые механизмы, а умения – как использование этих механизмов для различных целей. Раскрывая структуру речевого высказывания, Леонтьев отмечает ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь, умение выбрать языковые средства для нужного содержания и умение обеспечить обратную связь для эффективности общения и получения ожидаемых результатов. При этом он указывает на важнейшее свойство приобретения детьми речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые сочетания. В то же время чувство языка, согласно А.А. Леонтьеву, дает возможность детям быстро ориентироваться в языковом материале и комбинировать языковые единицы в высказывание.

С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях дал определение ситуативной и контекстной речи, характеристику развития речи у детей. Речь ребенка сначала носит ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи.

Обобщая основные выводы психологов по проблемам развития речи, можно сказать, что идея необходимости формирования у детей осознания явлений языковой действительности стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольников. Развитие речи рассматривается на основе развития у ребенка языковой способности. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляет языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

2. Феликс Алексеевич Сохин исследовал главный психологический механизм развития речи: речь детей развивается на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Однако существенную роль играет обобщение языковых и речевых явлений, их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое «чувство языка». Обосновывая теорию осознания детьми явлений языка и речи, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, с формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. При этом он опирался на взгляды психологов, лингвистов, философов, которые считали, что процесс усвоения детьми языка не просто механическое запоминание слов и фраз, а совершенствование языковой способности. Так, Вильгельм Гумбольдт, характеризуя особенности освоения детьми языка, употребляет термины «неотчетливое познавание», «смутно ощущаемые аналогии». Бодуэн де Куртене выделял ряд сторон языка, которые могут быть осознанны детьми (процесс произношения и слушания, связь между значениями слов и выражений, звуковое и смысловое родство слов и их частей). Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, обосновал необходимость формирования осознания явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследованиях всех сторон речи дошкольников.

Ф.А. Сохин отмечал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. По его мнению, усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых умений и навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка.

В лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработаны теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Результаты исследований послужили основой для принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей в дошкольном возрасте. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Все это придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.

3. Современные исследования детской речи, направленные на совершенствование содержания и форм обучения родному языку, проводятся в трех основных направлениях:

- структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения);

- когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований речи дошкольников. Фонетическая сторона речи изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль осознания детьми звуковой стороны речи. Изучая характеристики детской речи, А.И. Максаков сделал вывод о влиянии темпа речи взрослых на точность и правильность восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста. Г.А. Тумакова доказала, что формирование ориентировки в звуковой стороне слова влияет на общеречевое развитие – способствует обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя и развитию навыков связной монологической речи. Исследования, посвященные вопросам развития лексической стороны речи детей, дали возможность уточнить преемственные связи в работе над смысловой стороной слова, разработать специальные лексические упражнения и речевые ситуации для совершенствования семантической точности употребления слов в разных контекстах (Е.М. Струнина, А.А. Смага). Исследуя проблему овладения ребенком грамматическим строем речи, ученые подчеркивают роль словотворчества как в усвоении морфологической стороны речи, так и в развитии творческих словообразовательных умений (А.Г. Арушанова (Тамбовцева), Э.А. Федеравичене).

Одной из важнейших задач при исследовании связной речи стала разработка критериев связности высказываний у дошкольников (О.С. Ушакова). К ним относятся: содержательность, последовательность изложения, объем высказывания и правильность грамматического оформления текста. Проведенные исследования показали, что одним из условий развития связности речи является создание различных коммуникативных ситуаций, которые помогают детям сделать содержание высказываний интересным, а структуру текста более стройной. Кроме того, связность текста существенно зависит от уровня овладения построением отдельных предложений. На основе комплексного исследования влияния лексической работы, работы по воспитанию звуковой культуры речи и формированию грамматического строя речи на связность речевого высказывания была разработана новая программа речевого развития дошкольников. Содержание работы и методика развития речи детей по новой программе представлены в различных методических рекомендациях.

Многие исследования посвящены вопросам формирования связной монологической речи как наиболее сложному речевому комплексу. Л.В. Ворошнина рассматривала пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию, подчеркивая роль последовательности обучения разным видам рассказывания. А.А. Зрожевская предложила новую последовательность введения объектов и видов описания в процессе обучения родному языку. Большую роль в развитии связной монологической речи многие исследователи отводят художественной литературе. Очень важным считают эмоциональный аспект восприятия литературного произведения (Л.П. Стрелкова) и составление плана произведения с помощью пространственного моделирования (О.М. Дьяченко). К функциональному направлению можно отнести и исследования белорусских ученых Д.Н. Дубининой, Г.А. Любиной, В.Н. Смаля, Н.С. Старжинской. Д.Н. Дубинина разрабатывает методику обучения родному языку на основе ознакомления с художественной литературой и фольклором. Н.С. Старжинская изучает методику работы по развитию речи детей в белорусских группах разного возраста. Исследования, посвященные формированию у детей элементарного осознания языковых явлений, доказывают, что осознанное отношение к слову как основной единице языка и к словесному составу предложения является необходимым условием развития связной речи дошкольников (Г.П. Белякова, Ф.А. Сохин).

Таким образом, идеи Ф.А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу современных исследований и методических разработок по развитию всех сторон речи дошкольников.

Литература

  1. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, Воронеж: НПО «Модекс», 2002. – 224 с.

  2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.