logo
книга мельник

1.11 Общение как фактор овладения родным языком

1. Значение и особенности общения дошкольников.

2. Содержание и формы общения детей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Формирование потребности в общении.

1. Основная коммуникативная деятельность человека – это общение.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Основной признак общения как осознанного психического процесса – двусторонняя активность, в ходе общения каждый участник выступает как полноправный партнер, как личность. Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей;

2) формирование и развитие межличностных отношений.

Эти функции определяют главные направления в развитии общения детей со взрослыми и сверстниками. Психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев рассматривали развитие ребенка как процесс усвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного поколениями, который осуществляется только при помощи взрослых и который невозможен без общения. Общение со взрослыми обогащает содержание детского сознания. Для полноценного развития личности ребенка необходимо общение с ухаживающим за ним взрослым, так как происходит обогащение опыта ребенка (в общении задача, выдвигаемая взрослым, с готовностью принимается ребенком), подкрепление действий ребенка (их поддержка и коррекция).

Общение со взрослым – главное условие для разрешения внутренних противоречий ребенка с окружающим миром (А.В. Запорожец). Это противоречия между целями и имеющимися в распоряжении ребенка средствами общения, между желаемыми и достигнутыми формами и содержанием высказывания. Эти противоречия и есть те движущие силы, которые стимулируют развитие речи ребенка.

2. Содержание и средства общения детей зависят от потребностей, которые возникают на разных этапах развития ребенка и отражены в основных формах общения, которые проанализировала М.И. Лисина.

Ситуативно-личностное (эмоциональное) общениеребенка со взрослым возникает на первом году жизни ребенка и сохраняется, пока у ребенка есть потребность в доброжелательном внимании со стороны взрослого (до 6 месяцев). Главный мотив общения – личностный, ребенку необходим взрослый как источник положительных эмоций; общение носит непосредственно-эмоциональный характер. Ребенок начинает воспринимать взрослого как партнера по общению. Эмоциональное общение выражает общие отношения между взрослым и ребенком (чувство удовольствия или неудовольствия) и является подготовительным этапом в развитии звуковой стороны речи ребенка. Появление речи в процессе общения происходит постепенно.

Вначале ребенок проявляет эмоции по поводу взрослого, затем происходит обмен эмоциями взрослого и ребенка по поводу предмета (игрушки), при этом взрослый показывает и называет предмет или действие с ним, ребенок начинает связывать данное слово с предметом. В дальнейшем эти совместные действия с предметом приводят к неполному речевому общению: взрослый говорит, а ребенок голосом реагирует (гуканье, гуление, лепет). Подражание речи взрослого на уровне предречевых элементов в процессе общения развивает стремление инициативного процесса ко взрослому. Таким образом, в процессе ситуативно-личностного общения формируются все предпосылки для возникновения речи.

Ситуативно-деловое общениеребенка со взрослым проходит в ситуации предметной деятельности. Как средство общения выступает слово, связанное с предметом. Ребенок начинает познавать связь между взрослым, предметом и словом по цепочке отношений: ребенок – предмет, предмет – взрослый, взрослый – слово.

предмет

ребенок взрослый

слово

Таким образом, главное достижение ситуативно-деловой формы общения – возникновение речи как основного средства общения.

Предметная деятельность является основной в данном возрастном периоде (от 6 месяцев до 2-3 лет) и способствует активному расширению речевых умений и навыков детей. Характеризуя особенности развития речи детей в разных формах общения, А.Э. Рейнстейн отмечает, что дети еще часто (16,4 % случаев) обходятся невербальными средствами, однако речь тесно переплетается с предметной деятельностью и сопровождает ее. Необращенные ко взрослому речевые высказывания, т.е. комментирующие предметную деятельность ребенка, составляют 60 % от всех. Лексика детей связана с конкретно-предметной ситуацией, отличается большим удельным весом существительных и глаголов, причем глаголы фиксируют конкретные, предметные действия (27 % глаголов повелительного наклонения) или выполняют функцию указательного жеста. Прилагательные либо отсутствуют в речи детей, либо выражают атрибутивные признаки предметов (цвет, размер). Редко дети используют указательные местоимения (6 % от всех слов) «там», «тот», «так» и др. В речи детей появляются первые фразы и короткие (из 1-3 слов) простые предложения. Главная особенность речи детей ситуативно-деловой формы общения – ситуативность, опосредованность предметной деятельности.

Внеситуативно-познавательное общениевозникает в дошкольном возрасте (с 3 лет) тогда, когда меняется основной мотив общения детей со взрослыми: на смену деловому мотиву приходит познавательный. Речь постепенно становится контекстной, т.е. не связанной с конкретной ситуацией. Дети начинают активно познавать окружающий мир, устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами, объектами и явлениями. Взрослый для ребенка – основной источник знаний, может объяснить, рассказать, ответить на вопросы. Дети активно спрашивают, поэтому 4-6 лет их называют «почемучки». Речевые средства являются превалирующими в процессе общения (97 %). Значительно расширяется у детей запас слов, связанных с отражением качеств предметов, причем они обозначают не только атрибутивные, но и эстетические (11 % от всех) признаки. Уменьшается количество глаголов конкретного действия, появляются глаголы интеллектуальных действий, а так же модальные глаголы. С 3 лет у детей появляется сослагательность в речи, с 4 лет – косвенная речь. Все эти характеристики подчеркивают внеситуативный характер речевых высказываний детей в процессе общения. Внеситуативно-познавательная форма общения стимулирует расширение речевых умений и навыков детей и сферы их использования (общение со взрослыми и сверстниками, диалог и монолог, ролевое общение в игре и выступление перед публикой).

Внеситуативно-личностное общение характерно для детей в старшем дошкольном возрасте, на первый план выходит личностный мотив общения. Ребенку необходимо признание и поддержка со стороны взрослого и сверстника. Речь ребенка характеризуется обращенностью к партнеру. Словарь расширяется за счет прилагательных, обозначающих эстетические признаки, физическое и эмоциональное состояние людей. Возрастает доля глаголов, характеризующих волевые интеллектуальные действия. Дети хорошо понимают и правильно употребляют собирательные существительные, обозначающие видовые и родовые группы предметов. В речи детей много личных местоимений (69 % от всех местоимений). Увеличивается количество сложных предложений (15 % от всех местоимений).

Особую роль в развитии ребенка играет общение со сверстниками. В дошкольном возрасте происходит процесс трансформации требований, предъявляемых к ребенку из вне, в требования, которые он адресует своим сверстникам. Я.Л. Коломенский отмечает, что преобладающая мотивировка на протяжении всего дошкольного возраста – общая эмоционально – положительная оценка сверстника, в основе которой лежит симпатия. Поэтому в речи детей появляется много слов, характеризующих сверстника (он хороший, нравится), совместную деятельность (мы вместе играем), успехи в деятельности (он красиво рисует), отсутствие отрицательных качеств (он не жадный) и особенности внешности (длинные волосы). Дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых зависит их положение в группе. Многие исследователи отмечают, что популярность ребёнка старшего дошкольного возраста в группе зависит от уровня развития его общительности и навыков коммуникативного общения. Поэтому ситуативно-личностная форма общения способствует развитию речевых навыков общения особенно со сверстниками.

Таким образом, каждая форма общения определяет особенности речевых умений и навыков детей, которые по-разному проявляются в общении со взрослыми и в общении со сверстниками.

3. Формирование потребности в общении – один из факторов развития речи. Речь возникает как необходимое средство общения.

Содержание потребности в общении меняется в зависимости от возраста. Так от рождения до 6 месяцев ребенку необходимо доброжелательное внимание; далее до 3 лет преобладает потребность в сотрудничестве; в 3–5 лет – потребность в уважительном отношении взрослого; после 5 лет начинает формироваться потребность во взаимопонимании и сопереживании.

М.И. Лисина определила основные критерии сформированности потребности в общении:

1 - внимание и познавательный интерес ребенка к партнёру по общению;

2 - эмоциональные проявления в адрес партнёра по общению (взгляд, улыбка, речевые высказывания);

3 - инициативные действия для привлечения внимания партнера по общению;

4 - чувствительность ребёнка к отношению партнёра по общению и его оценке.

Наличие четырех критериев свидетельствует о сформированности у ребенка потребности в общении, появлении к 2 месяцам «комплекса оживления». Исследования потребности общения детей со сверстниками показали, что у детей 2 лет наблюдаются только первые два критерия, а у детей 3 лет – все четыре. Поэтому потребность в общении со сверстниками складывается у детей к 3 годам.

Речевые навыки и умения, которые формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, переносятся в общение со сверстниками. Однако они не просто копируются, а трансформируются и изменяются, так как используются ребенком в новых условиях и ситуациях общения.

Литература

  1. Лисина, М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со сверстниками // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред.-сост. Т.В. Бурменская – М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 2005. – С. 89–99.

  2. Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Нар. асвета, 1999. – 223 с.