Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению с окружающим дошкольников.
Особенности восприятия детьми раннего возраста окружающих предметов.
Методы и приемы ознакомления детей с предметами ближайшего окружения.
Организация и проведение игр-занятий с игрушками и предметами.
1. Система занятий по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающего мира основана на их психологических особенностях и логике познания. Познание окружающей действительности начинается с «живого созерцания» и направлено на усвоение детьми сенсорных эталонов и развитие у детей перцептивных действий (обследование предметов, выделение их свойств и качеств). Процесс познания у детей тесно связан с личным опытом, со всеми видами деятельности и развитием речи.
В.И. Логинова определила три типа занятий по развитию словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
I. Занятия первичного ознакомления детей с предметами и явлениями. Они часто проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок. Используются методы демонстрации, рассматривания, наблюдения. У детей формируется целостное представление о предметах и явлениях, речь обогащается словами-названиями предметов, их основных частей, функций.
II. Занятия по углублению знаний о предметах и явлениях. На них детей знакомят с основными признаками предметов и явлений (свойствами и качествами), учат сравнивать предметы между собой, находить черты сходства и отличия. Словарь детей расширяется за счет качественных прилагательных, глаголов, обозначающих свойства предметов (рвется, размокает, мнется, тонет).
III. Занятия по обобщению знаний о предметах и явлениях. Они направлены на систематизацию представлений детей об окружающем мире. Дети учатся обобщать предметы в группы, выстраивать последовательность явлений, определять существенные признаки на основе обобщения. Лексикон дошкольников пополняется словами с обобщающим смыслом (овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт и др.).
2. Дети второго года жизни усваивают названия действий, которые они проделывают сами или многократно наблюдают, как их выполняют взрослые, сопровождая словами. Надо добиваться, чтобы дети узнавали предметы в разнообразной (сложной и новой) обстановке. Необходимо учить детей различать предметы, сходные по внешним признакам. Например, курочка и петушок, котик и зайчик. Важно научить детей понимать, что действия, относящиеся к одному предмету, могут переноситься на другие. Например, надень кольцо на стержень пирамидки, надень шапку, надень ботинки. Постепенно у детей формируется умение выбирать правильное название для предмета. Причем при двигательном ответе (принеси, покажи) дети лучше ориентируются и четко разграничивают предметы, сходные по внешним признакам. Когда же требуется ответить на вопрос «Что это?», дети часто называют разные предметы одним словом, например «ляля». При ознакомлении детей с предметами важно не просто показывать их, но и проделывать с ними ряд действий, комментируя их. Например, куклу причесать, покачать и т.д.
Необходимо обращать внимание на взаимосвязь предметов в действии: чтобы собрать пирамидку, нужны кольца и палочка-стержень, чтобы нарисовать, нужны бумага и карандаш.
Взрослый должен называть детям характерные признаки предметов и явлений, для того чтобы формировать знания и представления об особенностях внешнего вида и функциях. Часто рассказ о предмете для ребенка является доминирующим в формировании представлений. Например, отвечая на вопрос «Что это?», ребенок говорит «Хлеб резать» (нож) или «Они есть у бабушки» (очки).
Постепенно дети различают и правильно называют некоторые контрастные по внешнему виду предметы, например цветы (мак и ромашка), мебель (стул и кресло). Совершенствование способности обобщения выражается у детей в том, что они узнают и называют знакомые предметы в рисунке, игрушке, независимо от цвета, формы, величины.
3. Основным методом ознакомления детей раннего возраста с предметами окружающего мира является наблюдение. В начале второго года жизни способность наблюдать у детей только начинает формироваться и выражается в легко возникающих ориентировочных реакциях, кратковременном рассматривании. Дети замечают новое в знакомой обстановке (игрушки, одежда), но быстро переключаются, отвлекаются. Постепенно у детей развивается умение воспроизводить по памяти увиденное путем отсроченного подражания. Взрослый должен направлять внимание ребенка, чтобы наблюдение приобретало устойчивый характер, чтобы зрительные впечатления надолго оставались в памяти ребенка и оживлялись при вопросах взрослого или находили свое отражение в игре. Вопросы надо задавать детям не только во время наблюдения, но и после него: что ты видел сегодня на прогулке? Как лаяла собачка? Так детей приучают перечислять увиденное, что способствует пополнению их словаря.
Стимулирует развитие словаря детей и рассматривание картинок. Однако этот вид деятельности педагог должен направлять, так как дети быстро теряют интерес к картинкам и начинают их мять, рвать. Детям нужно показать, объяснить, рассказать, напомнить о содержании картинки. Таким образом, у детей формируется произвольное внимание и обогащается словарь.
Большое значение для развития словаря имеет предметная деятельность детей. Например, во время занятий со строительным материалом дети учатся понимать и произносить такие слова и фразы, как «дай кубик», «принеси кирпичик», «поставь кубик на кубик» и др. Для развития словаря полезны ситуации с отыскиванием картинок на сторонах куба, нахождением парных картинок, прятаньем и поиском предметов. Активизирует внимание детей прием внезапного появления или исчезновения предмета – «сюрпризный момент».
Активно используется с детьми раннего возраста прием поручения. Сначала поручения содержат одно действие: «принеси… покажи…» Затем поручения усложняется, например «Положи кубики в коробку», «Принеси маленький мячик». Так дети учатся соотносить признаки и действия предметов и различать слова, сходные по звучанию.
4. Большую роль в развитии словаря выполняют специальные игрушки-пособия. Дети не только выполняют по слову педагога разнообразные действия (снять, нанизать, открыть, закрыть, вложить и др.), но и подбирают игрушки по цвету. У детей формируются сенсорные эталоны.
Особое значение имеют игры с картинками (лото, парные картинки). Постепенно дети начинают придумывать несложный сюжет по картинкам, при сравнении картинок называют признаки сходства и различия. Способствует развитию словаря и рассматривание книжек с картинками, дети называют знакомых персонажей сказок, дают их характеристику. Можно использовать альбомы и наборы картинок на определенные темы: о временах года, животных, детях в детском саду.
Самыми распространенными занятиями с детьми раннего возраста являются игры-занятия с игрушками. Для них используются крупные, яркие игрушки, с которыми дети раньше в группе не играли, чтобы вызвать интерес детей: машинки, куклы с набором посуды, мебели, одежды, животные. В процессе игры воспитатель проговаривает последовательность действий, названия частей игрушек, их свойства, качества. Дети выполняют игровые действия (укладывают куклу спать, нагружают кубики в машину), у них расширяется словарный запас за счет слов, обозначающих действия, признаки, состояния (глаголы, прилагательные, наречия).
На занятиях с игрушками педагог должен использовать приемы, активизирующие речь детей:
- сюрпризный момент (Кто там стучит? Кто к нам в гости пришел? Кто спрятался в корзинке?);
- усложняя рассказ об игрушках, каждый раз следует менять имена персонажей, клички животных, это привлекает внимание детей; в рассказы об одних и тех же игрушках необходимо добавлять новые детали и подробности;
- использование литературных текстов (потешек, считалок, стихов об игрушках);
- разнообразные по форме и содержанию вопросы: какие уши у зайчика? Что делает зайчик? Почему зайчик веселый?
С игрушками проводятся также разнообразные дидактические игры. Например, «Большие и маленькие», «Кому что нужно?», «Угадай, что изменилось?», «Кто где живет?», «Мамы и детки» и др.
Литература
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.
Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.
Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы