logo
книга мельник

2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам

1. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картинам.

2. Методика обучения детей рассказыванию по серии картинок.

1. Основы методики обучения детей рассказыванию по картинам были заложены Е.И. Тихеевой. Она отмечала, что рассматривание картин способствует упражнению наблюдательности, совершенствованию воображения, логического мышления и в целом развитию языка ребенка. Тихеева указала педагогические и эстетические требования к картинам и рекомендовала разнообразные виды занятий по картинам, среди которых особое место занимают рассказы по картине.

Современные исследования по использованию картин для обучения детей рассказыванию проводились под руководством О.С. Ушаковой: методика обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок (Е.А. Смирнова), методика развития образной речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства (Е.В. Савушкина). Оригинальную методику обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине на основе элементов ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач) разработала Т.А. Сидарчук.

В организации занятий по обучению детей составлению рассказов по картинам наблюдается ряд проблем. Дети с удовольствием рассматривают картину, активно высказываются по ее содержанию, но к моменту составления рассказа уже часто теряют к ней интерес, и рассказы детей получаются неинтересными, невыразительными. Выслушав рассказ-образец воспитателя, дети часто просто повторяют его или рассказы других детей в группе с незначительной интерпретацией. Поэтому в методике обучения детей составлению рассказов по картине должны использоваться приемы, активизирующие речевую деятельность детей, стимулирующие стремление детей рассказать по картине, передать ее содержание и свое отношение к изображенному.

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картинам с использованием элементов ТРИЗ (методика Т.А. Сидорчук) включает несколько последовательных этапов:

I. Определение состава картины. Цель: обучение детей выявлению, группировке и обобщению объектов картины.

Для детального рассматривания картины и побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используются игровые приемы «подзорная труба», «фотоснимок», а также упражнения типа «Кто самый внимательный?», «Аукцион», «Охота за подробностями». Последовательность называния объектов при этом произвольная, главное сосредоточить внимание детей на содержании картины. Далее можно провести анализ выделенных объектов и их группировку по заданным признакам. Например, по цвету, форме, функциональности, живое – неживое и др. Группы предметов обязательно обозначаются обобщающим словом.

II. Установление взаимосвязей между объектами картины. Цель: упражнение детей в умении устанавливать и объяснять разнообразные взаимосвязи между объектами (причинно-следственные, временные, групповые, общие, противоположные).

Здесь могут использоваться игровые ситуации, типа «волшебная линия», с помощью которой объединены два предмета, детям надо объяснить, почему они соединены линией. А также игры и упражнения, например: «Найди пару» (по принципу сходства или противоположности), «Что сначала, что потом», «Кто не может друг без друга». На этом этапе у детей формируется умение рассуждать и выражать свои мысли развернутыми, связными высказываниями.

III. Описание картины. Цель: научить детей составлять рассказы-описания на основе восприятия картины разными органами чувств.

На данном этапе уместно воспользоваться приемом «вхождения в картину», который рекомендовала еще Е.И.Тихеева. Можно предложить детям превратиться в волшебников, которые могут войти в картину и почувствовать запахи, попробовать на вкус, ощутить рукой свойства изображенных предметов и явлений. На основе ощущений от каждого их анализаторов предложить детям составить речевые зарисовки: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Таким образом, детей побуждают использовать слова и выражения, передающие собственное отношение к описываемым объектам. На основе речевых зарисовок составляется рассказ-описание – либо коллективный, либо одним ребенком.

IV. Составление загадок по картине. Цель: обучение детей составлению загадок по картине на основе моделей. Для обучения детей составлению загадки необходимо последовательно совершить ряд действий: выбор объекта на картине, выбор модели загадки, подбор характеристик и сравнений с другими объектами, соединение сравнений в связный текст загадки с помощью речевых оборотов «как», «но не», выразительное чтение загадки. Важно использовать уже знакомые детям модели загадок. Например:

- Какой? Что такое же у другого предмета?

- Что делает? Кто (или что) делает так же?

- На что похоже? Чем отличается?

- Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта (по количеству, по расположению, по функциям).

Сначала загадку педагог составляет вместе с детьми, можно использовать несколько типов сравнений и составить смешанную модель загадки. Главное, чтобы дети научились выделять основные признаки предметов, сравнивать их по разным признакам, выстраивать логические цепочки. При составлении загадки у дошкольников формируется умение выражать свои мысли кратко, лаконично, связно и выразительно.

V. Преобразование объектов во времени. Цель: обучение детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени, составление рассказа о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки. Начинать работу можно используя прием «машина времени»: детям предлагают выбрать объект и рассказать, кем или чем он был в прошлом и что с ним произойдет в будущем. При составлении рассказа дети учатся употреблять словесные обороты, характеризующие временные отрезки: утро – вечер, было – будет, летом – зимой, до того – после того.

VI. Описание местонахождения объектов. Цель: научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. На данном этапе активизируется словарный запас детей за счет слов, определяющих пространственное расположение: слева, справа, в центре, вверху, внизу, ближе, дальше, спереди, сзади, около, между. Для определения местоположения объектов на картине можно использовать игры «Холодно - горячо», «Да - нет», в которых дети при помощи вопросов находят предмет на картине. В игре «Живая картина» детям предлагают выбрать для себя объект с картины и занять место на обозначенном пространстве комнаты (на ковре). Таким образом, выстраивается модель картины, дети должны рассказать о своем местоположении относительно других объектов.

VII. Составление рассказов с разных точек зрения. Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, упражнять в умении изменять свое настроение и составлять связный рассказ от первого лица. Для составления рассказа от второго лица ребенку необходимо выбрать персонажа, определить его настроение, черты характера, войти в его образ, описать картину с его точки зрения, разрешить проблемную ситуацию и изменить эмоциональное состояние героя в сторону равновесия. При составлении рассказов дети пользуются словами, выражающими различные эмоциональные состояния (грустный – веселый, спокойный – возбужденный, радостный – сердитый) и черты характера (добрый – злой, вежливый – грубый, умный – глупый). Здесь используются игры и творческие задания типа: «Покажи настроение без слов», «Волшебные превращения», «Оживи предмет», в которых ребенку надо войти в образ какого-либо предмета или объекта с картины, принять его черты характера и настроение. Результатом творческих игр является составление рассказов от имени героев или объектов картины.

2. Обучение дошкольников работе с серией картинок можно начинать с 3-летнего возраста. Картинки должны отражать реальный опыт детей, хорошо знакомые им действия (умывание, кормление, укладывание спать). Вначале детям предлагают 2 картинки, к 4 годам – 3-4. На картинках для 4-5-летних детей могут быть изображены события, которые происходят в жизни детей (покупка в магазине, проезд в автобусе, игры детей, прогулка в парке) или свидетелями которых дети могли бы быть (кормление домашних животных, выращивание овощей, спасение кого-нибудь в лесу, на воде). Можно использовать сказочные сюжеты (белочка собирает орехи и угощает зверей). Старшим дошкольникам доступны для восприятия серии из 5-7 картинок, с изображением окружающего (этапы строительства дома, посадки и выращивания растений, сюжеты на нравственно-этические темы). Не рекомендуется использовать картинки, в которых нарушается логическая цепочка действий. Например, в серии «Сажаем сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста в одинаковой одежде, но выполняющие разные действия. Ошибка заключается в том, что с момента посадки до сбора урожая проходит несколько лет и дети должны внешне измениться (вырасти). На первом этапе обучения рассказыванию можно использовать и картинки по сюжету знакомых литературных произведений.

Организация работы по обучению детей рассказыванию по серии картинок проводится поэтапно:

I. Предварительная работа, в которой педагог обращает внимание детей на последовательность действий в реальной жизни, анализирует очередность событий в литературных произведениях. Здесь используются методы разговора и беседы с детьми о событиях настоящих, предшествующих и последующих.

II. Работа детей с серией картинок. На этом этапе применяют игры и упражнения для последовательного обучения дошкольников:

- раскладывать серию картинок слева направо в одну линию;

- находить основных героев и общие объекты на всех картинках;

- находить, определять, перечислять и обобщать место и время происходящих действий на картинках;

- выделять сквозных героев на каждой конкретной картинке, определять цели их действий;

- выстраивать последовательность действий с любой картинки.

В зависимости от возраста мотивировка этих действий может быть разной: для детей младшего возраста – порадоваться картинкам, спеть песенку, произнести стихи; для детей среднего возраста мотивом может служить помощь кому-либо (Зайчику, Чебурашке); детям старшего возраста можно предложить элементы соревнования.

III. Составление рассказа по серии картинок с использованием различных вариантов работы:

- Каждому ребенку дают серию картинок, которые надо разложить в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем педагог выставляет на доске незнакомую детям серию картинок, где нарушена последовательность. Дети должны найти ошибку и исправить ее. Далее проводят лексические и грамматические упражнения, показывающие детям разные способы построения предложений и связи частей рассказа, а также средства художественной выразительности. Затем дети дают название сюжету и придумывают рассказ в соответствии с логической последовательностью картинок.

- Серию картин выставляют на доске, причем открыта только первая картинка, остальные закрыты. Детям предлагают составить начало рассказа по первой картинке. Затем открывают вторую картинку, и дети придумывают рассказ дальше. Так, последовательно открывая картинки, учат детей предвидеть развитие сюжета, действий персонажей.

- Детям предлагают серию из 4 картин: первые три закрыты, последняя открыта. Детям задают вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти?» Можно попросить одного ребенка рассказать, затем открыть первую картинку. Когда дети увидели всех героев сюжета, они снова придумывают рассказ. После этого открываются все картинки, дети придумывают рассказ и выбирают лучший из всех. Такой вариант закрепляет представления детей о композиции рассказа, развивает логику, воображение. Также для формирования у детей понятия о композиции рассказа можно сначала открыть первую и последнюю картинки из серии. После того, как дети придумают рассказ по началу и концу, открыть остальные и придумать еще один вариант рассказа.

- Показать детям первую картинку серии из 5 картин. Предложить придумать рассказ по этой картинке, а потом спросить: «Что может произойти с героями дальше? Какое может быть продолжение у этого рассказа?» Затем открывают третью и пятую картинки, дети составляют рассказ по этому сюжету. Далее открывают вторую и четвертую картинки, и дети снова составляют рассказ. Этот вариант позволяет спросить большое количество детей, причем рассказы детей не будут повторяться, так как сюжет восстанавливается и раскрывается постепенно.

Таким образом, при обучении рассказыванию по серии картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины и концовки рассказа, синонимические замены при назывании героев, их действий, состояний. Когда дети составляют групповой рассказ по частям и договариваются, кто начинает, продолжает и завершает текст, по сути они представляют живую модель структуры рассказа. Поэтому обучение рассказыванию по серии картин способствует приобретению детьми элементарных знаний о композиции повествования.

Литература

1. Лелюх, С. Методика обучения дошкольников работе с серией картинок / C. Лелюх, Т. Сидорчук // Приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 9. – С. 14–18.

2. Сидарчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т.А. Сидарчук, А.Б. Кузнецова. – Ульяновск, 1997. – 128 с.

  1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.