24. Материал как средство решения художественных и учебных задач академического рисунка.
Существуют разновидности технических материалов, применяемых в учебном рисунке: сухие красящие вещества – уголь, сангина, цветные мелки, соус; жидкие красящие вещества – тушь, чернила, черная акварель, морилка; фломастеры, кисти и перья различной формы.
Для начинающего рисовать наиболее пригоден обычный простой карандаш со свинцовым графитным стержнем. В зависимости от учебной задачи подбирают карандаш соответствующей твердости или мягкости. Графит хорошо ложится и держится на бумаге, легко стирается ластиком. Острым концом графита можно провести тончайшую линию, а боковой поверхностью – широкие штрихи и пятна. Надо заранее подготовить несколько карандашей различной мягкости и твердости (н, нв, в, 2в ит.д.). Очень мягкими карандашами типа 5М пользуются в основном для набросков.
Начинать работу нужно легко, без сильного нажима, иначе это приведет к нарушению поверхности и фактуры бумаги. Не следует злоупотреблять ластиком, втирая карандаш в бумагу. Затачивают карандаш конусообразно. Для длительных учебных рисунков лучше подходит плотная белая бумага сл слегка шероховатой поверхностью. Для краткосрочных рисунков и набросков, выполняемых мягкими материалами (очень мягкими карандашами, углем, соусом, сангиной), применяют самую разнообразную по качеству бумагу: газетную, оберточную, обойную или серую, на которой можно использовать мел. Для рисунков кистью потребуется ватман, а для работы пером – гладкая, без шероховатостей, плотная белая бумага. Для рисунков кистью или пером рекомендуется натянуть лист на планшет. Для учебных рисунков используется бумага форматом 40х60см. Бумагу хранить в папке.
Перо. Для рисунка жидкими красящими веществами в старину использовали гусиные , тростниковые и соломенные перья. В настоящее время – металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы кончика пера получают различные линии и штрихи. Тушь, чернила разных цветов, морилка, акварель. Перо нужно очищать влажной тряпкой.
Уголь – податливый материал, красивая матовая фактура. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Необходимо закреплять лаком законченную работу. Техника рисунка углем разнообразна, т.к. можно работать торцом угля и плашмя, меняя силу и поворот угольной палочки, направление штрихов, можно добиться большей выразительности рисунка, решить светотеневые и объемно-пространственные задачи. Произведения, выполненные в технике рисунка углем: Х. Гольбейна, Ж. Энгра, И.И. Шишкина, В.А. Серова, И.Е. Репина, Н.И. Фешина и др.
Сангина. Изготавливается в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. Тоже что и уголь. При растирании несколько меняет цвет, тон и фактуру. Во время работы сангину можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. Недостатки – сложность в передаче глубины теней.
Пастель – изготовлены из спрессованных ,стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Приближает графику к живописи. Рисуют на шероховатой бумаге, картоне и др. основе.
Соус – жирные черные палочки цилиндрической формы. Изготовлены из прессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Мокрый соус (кистью – беличьи, барсучьи, песчанковые, колонковые и др.). Сухой соус (растирка). Рисунок кистью решает задачи: переход от линии к тону и наоборот. Определенный эффект достигается смешанной техникой рисунка разными материалами (уголь и сангина, акварель и пастель, перо и кисть).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Основные задачи композиции как учебной дисциплины.
- 2.Основные законы и закономерности композиции.
- 3. Технические и технологические приемы построения композиции.
- 4. Теоретические основы формальной композиции.
- 5. Предметность и беспредметность в изобразительном искусстве
- 6. Общие и отличительные черты станковой и монументальной композиции.
- 7. Плоскостная, объемная, глубинно-пространственная композиция в искусстве.
- 9. Виды монументального искусства (материалы, технологии).
- 10. Акварельная живопись. Техники и технологические особенности.
- 11. Масляная живопись. Техники и технологические особенности.
- 12. Техники и технологические особенности настенной живописи.
- 13. Методические основы организации уроков изобразительного искусства по различным темам.
- 14. Анализ научно-методической литературы в области преподавания изобразительного искусства.
- 15. Дидактические принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
- 16. Специфические особенности использования дидактического принципа наглядности на уроках изобразительного искусства.
- 17. Ведущая роль уроков рисования с натуры.
- 18. Анализ школьных программ по изобразительному искусству.
- 19. Идейно-нравственное и духовное воспитание на занятиях изобразительным искусством.
- 20 Организация внеурочной деятельнотис по изобразительному искусству (дополнительное образование).
- 21. Композиционные задачи при выполнении рисунка натюрморта, головы, портрета, фигуры.
- 22. Особенности выбора ракурса изображения, установки освещения в процессе выполнения рисунка.
- 23. Цвет. Психофизиологич. Своиства
- 24. Материал как средство решения художественных и учебных задач академического рисунка.
- 25. Точка, линия, пятно…
- 26. Наброски, зарисовки и их роль…
- 27. Роль и значение образовательной области «Искусство» в условиях модернизации образования.
- 28. Пластическая анатомия в профессиональной подготовке художника
- 29. Виды и жанры графич искусства
- 30. Виды печатной графики.
- 31. Формы представления исследовательских работ
- 32. Организация экспериментал деятельности
- 33. Этика научной деятельности
- 34. Декоративное искусство. Специфика, технологические особенности, материалы
- 35. Декоративное искусство в организации среды
- 37. Основные направления развития дизайна.
- 38. Цели и задачи художественного образования
- 40. История художественного образования в России.
- 41. Музеи, выставки, вернисажи в процессе формирования личности.
- 42. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства.
- 44. Художественно-эстетичекая организация среды в процессе формирования личности.
- 45. Традиции и современность народного искусства.