logo
общие ответы

16. Специфические особенности использования дидактического принципа наглядности на уроках изобразительного искусства.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений. Принцип наглядности в дидактике впервые был обоснован Я.Л. Коменским. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними наблюдения. Мы вообще должны стараться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». (Я.А.Коменский Великая дидактика М.. 1906 стр. 180).

Научное обоснование принципа наглядности обучения мы находим у К.Д. Ушинского. По его мнению, обучение должно строиться на живом созерцании, на конкретных образах. Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. П

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке. Наглядность в обучении рисованию рассматривается, не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Рисование с натуры уже само по себя является методом наглядного обучения. Наглядность обучения состоит в том, чтобы раскрыть закономерности строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, что бы научить их приёмам работы.