18. Анализ школьных программ по изобразительному искусству.
В настоящее время в школах России осуществляется обучение по следующим вариативным авторским программам
Программа и её особенности Концепции и задачи В основе программы Основные виды деятельности Учебно – методическое обеспечение
Изобразительное искусство 1-9 класс (авторы В.С. Кузин, Е.В.Шорохлв и др. (М. Дрофа, 2004г.) Формирование духовной культуры личности:
• Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению. Ознакомление с особенностями работы в область декоративно-прикладного искусства, лепки аппликации.
• Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления. Тематический принцип планирования учебного материала;
• Единство воспитания и образования, обучение творческой деятельности; сочет. Практических работ с развитием способностей воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства;
• Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности предмета;
• Принцип доступности;
• Система межпредметных связей.
• Практическая направленность урока и связь с жизнью Рисование с натуры;
Рисование на темы и иллюстрирование;
Декоративная работа;
Лепка;
Аппликация с элементами дизайна;
Беседы об изобразительном искусстве и красота вокруг нас.
Кузин В. С., Кубышкина Э.И. изобр. Искусство 1, 2,3,4 классы
Рабочие тетради тех же авторов и для тех же классов
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»
(авторы; Б. М. Неменский, Н.А. Горяева, Л. А. Неменская и пр.
Программа является интегративным курсом включающим в себя синтезирование изобразительного искусства и художественного труда. Оптимален при двух часах работы в неделю. Формирование художественной культуры, как не объемлемой части культуры духовной;
• Формирование понимания роли искусства в жизни людей;
• Формирование у ребёнка способности самостоятельно видеть мир, как средство размышления о нём, как способы выражения своего отношения к нему, основанного на опыте художественной культуры;
• Обеспечение поступательного художественного развития ребёнка;
• Овладение образным языкам искусства через восприятие художественных произведений. Программа рассматривается. Как целостная система введения в художественный труд на основе изучения всех видов пространственных (пластических) искусств; конструктивных (архитектура и дизайн); декоративных( фольклорные, художественные промыслы)
За основу взяты три вида деятельности: изобразительная, декоративная, конструктивная;
Постоянная связь искусства с жизнью; единство воспитания и созидания; проживание, как форма обучения. • Изображение на плоскости и в объёме;
• Декоративная и конструкторская работа;
• Лепка;
• Аппликация;
• Проектно-конструкторская деятельность;
• Художественное фотографирование;
• Обсуждение результатов творчеств товарищей и коллективной работы;
• Прослушивание музыкальных, литературных произведений на уроке.
Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы (авторы Т. Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко, С. И. Ботова и др.)
Рассказываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства. Интеграция уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Понимание искусства своего региона и отечества – путь к пониманию любого искусства. Формирование целостной личности на основе гуманитарных ценностей
• Способствование появлению целостного оптимистического мироощущения. Создания нравственно-эстетической среды общения с искусством.
• Формирование чувства национального достоинства, умение видеть памятники истории и культуры.
• Формирование особых качеств мышления, в процессе комплексного освоения искусства россии. опора на особенности народного искусства во всех его видах; фольклорность мировоззрения народного мастера;
• Интегративный подход;
• Комплексный подход, выражен в нацеленности на обще-культурное развитие учащихся.
• Художественно-эстетический подход, выражен во включении религиозного компонента.Новый взгляд на интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств (народное с профессионально-художественным) Рисование с натуры, по памяти, по представлению, выполнение тематических композиций, выполнение декоративных композиций, лепка,худ. Роспись, аппликация, работа с тканью.
Виды деятельности:
• Целостно-ориентационная и комуникативная (диалоги об искусстве);
• Изобразительная (графика, живопись, скульптура)
• Декоративно-прикладная
• Художественно-конструкторская
• Художественно-творческая на основе синтеза искусств. Шпикалов Т.Я. Изобразительное искусство учебник и рабочая тетрадь 1,2,3,4 классы.
- 1. Основные задачи композиции как учебной дисциплины.
- 2.Основные законы и закономерности композиции.
- 3. Технические и технологические приемы построения композиции.
- 4. Теоретические основы формальной композиции.
- 5. Предметность и беспредметность в изобразительном искусстве
- 6. Общие и отличительные черты станковой и монументальной композиции.
- 7. Плоскостная, объемная, глубинно-пространственная композиция в искусстве.
- 9. Виды монументального искусства (материалы, технологии).
- 10. Акварельная живопись. Техники и технологические особенности.
- 11. Масляная живопись. Техники и технологические особенности.
- 12. Техники и технологические особенности настенной живописи.
- 13. Методические основы организации уроков изобразительного искусства по различным темам.
- 14. Анализ научно-методической литературы в области преподавания изобразительного искусства.
- 15. Дидактические принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
- 16. Специфические особенности использования дидактического принципа наглядности на уроках изобразительного искусства.
- 17. Ведущая роль уроков рисования с натуры.
- 18. Анализ школьных программ по изобразительному искусству.
- 19. Идейно-нравственное и духовное воспитание на занятиях изобразительным искусством.
- 20 Организация внеурочной деятельнотис по изобразительному искусству (дополнительное образование).
- 21. Композиционные задачи при выполнении рисунка натюрморта, головы, портрета, фигуры.
- 22. Особенности выбора ракурса изображения, установки освещения в процессе выполнения рисунка.
- 23. Цвет. Психофизиологич. Своиства
- 24. Материал как средство решения художественных и учебных задач академического рисунка.
- 25. Точка, линия, пятно…
- 26. Наброски, зарисовки и их роль…
- 27. Роль и значение образовательной области «Искусство» в условиях модернизации образования.
- 28. Пластическая анатомия в профессиональной подготовке художника
- 29. Виды и жанры графич искусства
- 30. Виды печатной графики.
- 31. Формы представления исследовательских работ
- 32. Организация экспериментал деятельности
- 33. Этика научной деятельности
- 34. Декоративное искусство. Специфика, технологические особенности, материалы
- 35. Декоративное искусство в организации среды
- 37. Основные направления развития дизайна.
- 38. Цели и задачи художественного образования
- 40. История художественного образования в России.
- 41. Музеи, выставки, вернисажи в процессе формирования личности.
- 42. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства.
- 44. Художественно-эстетичекая организация среды в процессе формирования личности.
- 45. Традиции и современность народного искусства.