logo
тема 10

Вопрос 1. Особенности общения

Ребенок, который посещает начальную школу, переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Суть изменений состоит в том, что живя среди близких он начинает чувствовать что на него легли обязательства ежедневно посещать школу и подчиняться требованиям учебной деятельности. Таким образом, свобода дошкольного детства заменяется отношениями зависимости и подчинения правилам жизни.

Семья начинает по-новому контролировать ребенка: строго организовать режим дня, следить за выполнением домашнего задания и т.п. Первоначально эти требования вызывают у ребенка чувства одиночества, отчужденности себя от близких, так как он несет ответственность за организацию собственной жизни. Естественно, что взрослые озабочены учебными проблемами ребенка. Именно они пытаются организовать правильное отношение к учебной деятельности (берут отпуск в сентябре, организуют рабочее пространство и т.п.) Таким образом, семья научает младшего школьника откладывать развлечения в учебное время, брать ответственность на себя и тем самым управлять волей ребенка. Основная роль семьи в начале младшего школьного возраста состоит в том, что бы помочь ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необходимое.

В условиях изменения социального статуса ребенка происходит обретение нового места внутри семейных отношений.