logo
тема 10

Вопрос 4. Развитие мышления

Основным признаком здоровой психики ребенка является познавательная активность, направленная на познание окружающего мира и построение картины этого мира. Ребенок постоянно стремиться к знаниям, усвоение которых происходит через задавание многочисленных вопросов. И чем больше он задает вопросов, чем они разнообразнее, тем более развитым становится ребенок в умственном отношении. В младшем школьном возрасте дети вынуждены оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможные пути для ответов на вопросы. Ребенок этого возраста как бы представляет себе реальную ситуацию и действует в ней в своем воображении. Такой вид мышления, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами называется наглядно-образным. Этот вид мышления является основным в младшем школьном возрасте. Конечно, при этом развивается и логическое мышление, но этот возраст является сензитивным к обучению, опирающемуся на наглядность.

В начале обучения в школе мышление ребенка характеризуется эгоцентризмом – особой умственной позицией обусловленной отсутствием знаний необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так ребенок не допускает такой возможности, как сохранение свойств предметов (длина, объём, вес и т.д.) при меняющихся в условиях восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды как равное, когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда. Мышление ребенка зависит от того, что он видит в каждый новый момент.

Мышление ребенка 6-7 лет характеризуется восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка позиции. Ему трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем как воспринимают этот мир другие люди.