logo
тема 10

Вопрос 12. Общая характерисика

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

Учебная деятель­ность является ведущей в младшем школьном возрасте. Она представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. В ней ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой пред­мет - это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменения. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Поэтому основная задача взрослых состоит в том, чтоб ребенок стал для самого себя одновременно предметом и субъектом изменения.

В структуре учебной деятельности выде­ляют несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

  2. учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

  3. действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

  4. действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность уче­ника, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку. Таким образом учебная дея­тельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.

Совместная деятельность учителя как носителя высших психических функций, и ученика - необ­ходимый этап развития психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  1. Произвольность

  2. Рефлексия

  3. Внутренний план действий.