logo
тема 10

Вопрос 9. Развитие чувств

Чувства ребенка младшего школьного возраста развиваются внутри учебной деятельности. Естественно, что все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают углубляться в повседневных отношениях с близкими взрослыми. В процессе же учебной деятельности ребенок учится эмоциональному отношению к окружающему миру. Причем чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.

Придя в первый класс, ребенок попадает в новые психологические условия. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, отношения в учебной деятельности ставят ребенка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими – с их успехами в учебной деятельности, с их поведением. В-третьих, учебная деятельность по своему содержанию нацеливает ребенка учиться учить себя, т.е. смысл учебной деятельности в развитии своих умений, способностей, качеств. Все это в конечном итоге должно привести к тому, что такие чувства как сопереживание, сострадание, сочувствие получают дальнейшее развитие в новых условиях.

В отношениях учителя и ученика существует особая эмоциональная связь по поводу учебной деятельности. Выполнив какое либо задание, практически каждый ребенок тянет руку. Он желает, чтобы именно его вызвал учитель, желает утвердиться в правильности ответа, ждет похвалы учителя. В такой ситуации каждый направлен на учителя и при этом ребенок может даже не воспринимать ответа одноклассника. Ему хочется ответить самому, даже если его ответ совпадает с предыдущим ответом.