logo
вариативная часть,итоговый вариант

3.Социально-педагогич проектирование образоват среды

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях.;1.Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание

концепции объекта или на его прогностическое модельное представление

(модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного

плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное

получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его

возможного использования и функционального назначения (стандарт

начального образования, программа развития гимназии, учебный план

гуманитарного факультета института экономики и финансов).

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое

описание способа действий в заданном контексте (технология полного

усвоения учебного материала, технология построения ситуации

личностно-ориентированного обучения, методика коллективного

творческого дела).

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный

процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.

(Определенные дидактические или программные средства, методические

разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения

праздника и др.)

Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.

• Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта.

• Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает

постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели

и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации.

Причем каждое последующее действие основывается на результатах

предыдущего

• Принцип обратной связи напоминает о необходимости после

осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее

результативности и соответствующим образом корректировать действия.

• Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной

деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата,

имеющего прикладную значимость. Иными словами на «продуктную

оформленность» результатов процесса проектирования.

• Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов

проектирования определенным культурным

образцам. Опасность получения

проектного результата, лежащего вне культурного ноля, снимается, если у

участников проектной деятельности есть понимание того, что

индивидуальное творчество ученика или педагога не является

самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс,

необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем,

формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе

изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных

знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в

сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной

деятельности.

• Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне

ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в

результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем

приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие

новых форм проектирования.

Понятие педагогической среды. Ниже представлен краткий обзор

теоретических источников по проблеме педагогической среды, который поможет

магистранту сориентироваться в проблеме и выбрать для более глубокого анализа

те источники, которые привлекли его внимание в наибольшей степени. Классифицируются образовательные среды на основании выполняемых ими

функций: ориентированные на детей и не ориентированные на детей (И.М.

Улановская). Выделяя 3 аспекта, характеризующих образовательную среду

(результативный, процессуальный, целевой), она дифференцирует социальное и

индивидуально-личностное развитие.

С.В. Тарасов, исследуя понятие «образовательная среда», приводит

следующие виды ее классификации: по стилю взаимодействия: конкурентная -

кооперативная, гуманистическая (гуманитарная) – технократическая и т. д.; по

характеру отношения к социальному опыту и его передаче: традиционная –

инновационная; национальная – универсальная и т. д.; по степени творческой

активности: творческая – регламентированная; по характеру взаимодействия с

внешней средой: открытая – замкнутая. образовательная среда – это среда, отвечающая следующим потребностям воспитанника:

• физиологическим: высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет,

тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Хорошо

организованный режим дня и распределение учебной нагрузки таким

образом, чтобы воспитанники максимально увеличивали объем своих

знаний и укрепляли свое здоровье;

• безопасности: защита всех участников образовательного процесса от

физического, психологического и социального насилия;

• общения: в школе должна царить обстановка взаимопонимания, заботы

друг о друге и любви. Необходимо устанавливать добрые дружеские

отношения, как между одноклассниками, так и между учителями и

воспитанниками; • усовершенствования знаний. Комфортная образовательная среда школы

создает условия, в которых каждый ученик ощущает общественную

поддержку своей деятельности, и в то же время (вместе с учителем) несет

ответственность за ее качество;

• самореализации личности.

Таким образом, образовательная среда школы - это среда взаимодействия и

взаимопомощи участников образовательного процесса. Кроме того, это среда, в

которой преобладает личностно ориентированный подход к образованию.

Исследователи отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:

• учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной

литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);

• педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие

требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного

заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического

коллективов и пр.);

• государством как общественным институтом (оно определяет материальное

обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той

или иной системы знаний и взглядов).

Образовательная среда – понятие более узкое. Под образовательной средой

чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования.Образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов;

социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы

взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого

субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают

образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Существуют различные модификации

образовательных сред: например,

А.А. Калмыков и Л. А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные

среды.

Информационно-образовательная среда-

системно-организованную совокупность средств передачи данных,

информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-

программного и организационно-методического обеспечения,ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей”.

Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий,

обеспечивающих обучение:

• наличие системы средств ”общения” с общечеловеческой культурой,

которая служит как для хранения, структурирования и представления

информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;

• наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;

• наличие интенсивных связей между участниками учебного процесса - как

вертикальных, так и горизонтальных.

Информационно-обучающая среда складывается из блоков:

• Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей

педагогического образования, которые могут быть значимы для развития

достижения поставленной цели обучения и учения.

• Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию

относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки.

• Информационно-знаниевый блок включает

систему знаний и умений

студента, составляющих основу его профессиональной деятельности, а

также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на

ее эффективность. Кроме того, он указывает на роль информации в обучении.

• Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.

• Технологический блок включает средства обучения, используемые в

информационно-обучающей среде (в частности, использование новых

информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).