logo
вариативная часть,итоговый вариант

8.Методики и технол соц воспит в оздоровит лагере

Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепление здоровья детей, отдых и воспитание в разнообразной, увлекательной для них деятельности, организуемой на основе временных коллективов и самоуправления.

Загородный детский оздоровительный лагерь располагает значительным социально-педагогическим потенциалом для интенсивного личностного развития ребенка, формируя у него умения сочетать личные, групповые интересы, самореализовываться в различных видах деятельности через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Участие в коллективной творческой деятельности определяет успешность процесса формирования таких умений, как способность работать самостоятельно, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, адаптироваться к временному коллективу.

Временный детский коллектив понимается как общество детей и педагогов автономного кратковременного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Установлено, что временный коллектив, как всякий воспитательный коллектив, существует и развивается в соответствии с общими законами коллектива:

– перед ним стоит строго определенная цель;

– обладает содержанием жизнедеятельности;

– имеет формальную и неформальную структуру отношений;

– ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса коллективообразования;

– осуществляются идеи дополнительного образования;

– имеет возможности социализации и социальной реабилитации.

Создание сплоченного коллектива есть показатель качества процесса воспитания в лагере.

Возможности временного детского коллектива в развитии личности подростка – организация в коллективе всех ведущих сфер жизнедеятельности (познание, труд, предметно-практическая деятельность, общение, игры, спорт), использование разнообразных по содержанию форм воспитательной работы, получение опыта управленческой деятельности (дежурные отряды, советы дела, инициативные группы и т. д.), развитие умений самоанализа в процессе анализа дел, дня.

Основная идея в работе с временными детскими коллективами заключается в том, что кратковременность пребывания детей в лагере не предполагает импульсивного, отрывочного педагогического сопровождения.

Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня.