15.Соц пед экспертиза детских игр и игрушек.
Тенденции развития современного рынка игрушек
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства. Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Необходимость экспертизы игрушек
Для исправления сложившейся ситуации необходимо:
совершенствовать правовую базу и повышать правовую грамотность населения в вопросе защиты детей от влияния игр и игрушек, которые могут нанести вред здоровью, психическому и духовно-нравственному развитию детей
использовать педагогический потенциал образовательных учреждений, прежде всего дошкольной системы, в работе с семьями с целью создания единого развивающего пространства в детском саду и дома
совершенствовать систему социальной и психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек с целью обучения потребителей правильному выбору игр и игрушек
Цели психолого-педагогической экспертизы игрушек
О безопасности игрушки свидетельствует наличие сертификата Ростеста (сертификат соответствия, который в свою очередь выдается только при наличии гигиенического сертификата). В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
Основные требования экспертизы игрушек
Основные критерии, которые должны быть использованы при психолого-педагогической экспертизе игрушек (для детей до 12 лет):1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей. 1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка;.2.Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.;3.Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.;4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).;5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
Корректная и качественная экспертиза определяется квалификацией и ответственным подходом к ней экспертов. Приведенные критерии не следует нормировать в числах и объединять формулами – для заключения по каждому из критериев эксперт использует свои знания и опыт. Тем не менее мы считаем необходимым отражать каждый из основных критериев в рецензии или в заключении эксперта. Что касается дополнительных критериев, то они позволят полнее представить качество игрушки при ее экспертизе. Это прежде всего:
Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Возможность использования игрушки в коллективной игре.
Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
Прочность и долговечность игрушки.
Использование экологически чистых материалов.
Качество описания игрушки.
Качество упаковки игрушки.
- 2.Методики и технологии соц воспитания
- 3.Социально-педагогич проектирование образоват среды
- 4.Методика и технология организация соц опыта воспитанников.
- 5.Методика и технол индивид помощи воспитанникам
- 6.Методики и технологии соц воспит в дополнит образов.
- 7.Методики и технол соц воспит а проф образов.
- 8.Методики и технол соц воспит в оздоровит лагере
- 9.Соц пед диагностика семей и детей групп риска
- 10. Соц пед профилактика и коррекция девиантного поведения подростков и молодежи.
- 11.Социально-педагогич сопровожд детей-сирот.
- 12.Соц пед реабил дезадаптир детей и подростков.
- 13.Методы активного соц псих обучения в работе соц пед.
- 14.Соц пед экспертиза детских и молодежных передач
- 15.Соц пед экспертиза детских игр и игрушек.
- 16.Икт как сфера социализации и средство воспитания.
- 17.Псих-пед помощь детям в трудной жизненной ситуации.
- 18.Проектирование программ профилактики соц дезадаптации несовершеннолетн.
- 19.Соц-пед сопровождение развития одаренных детей.
- 20.Соц-пед сопровождение развития детей с огранич возмож.