logo
вариативная часть,итоговый вариант

15.Соц пед экспертиза детских игр и игрушек.

Тенденции развития современного рынка игрушек

 

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

 

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

 

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства. Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.

 

Необходимость экспертизы игрушек

 

Для исправления сложившейся ситуации необходимо:

Цели психолого-педагогической экспертизы игрушек

 

О безопасности игрушки свидетельствует наличие сертификата Ростеста (сертификат соответствия, который в свою очередь выдается только при наличии гигиенического сертификата). В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.

 

Основные требования экспертизы игрушек

 

Основные критерии, которые должны быть использованы при психолого-педагогической экспертизе игрушек (для детей до 12 лет):1. Социальная и психологическая безопасность игрушки.  1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.  1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.  1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.  1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка;.2.Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.;3.Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.;4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).;5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Корректная и качественная экспертиза определяется квалификацией и ответственным подходом к ней экспертов. Приведенные критерии не следует нормировать в числах и объединять формулами – для заключения по каждому из критериев эксперт использует свои знания и опыт. Тем не менее мы считаем необходимым отражать каждый из основных критериев в рецензии или в заключении эксперта. Что касается дополнительных критериев, то они позволят полнее представить качество игрушки при ее экспертизе. Это прежде всего: