113. Основные теории денежно-кредитного регулирования эк-ки.
Кейнсианская экономическая концепция. Дж. М. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Главная идея теории Кейнса - отрицание саморегулирования рыночной капиталистической экономики. Основные положения концепции Дж. Кейнса. Отрицают связь между инвестициями предпринимателей и сбережениями населения, так как они диктуются разными мотивами. Сбережения не всегда вкладываются в банк и поэтому не могут быть использованы предпринимателями в качестве ссуды. Такие колебания в инвестициях выбывают изменения в уровне реального производства, занятости и цен.
Кейнсианцы при этом считают, что современные рынки не способны автоматически регулировать спрос и предложение и прежде всего соотношение между ценами и заработной платой. Монополии могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на снижающийся спрос. Поэтому государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчала бы периодически возникающие спады и резкие подъемы производства (экономические циклы).
Чтобы объяснить механизм государственного регулирования экономики, обратимся к основным составляющим совокупных расходов для производства чистого внутреннего продукта:
Чистый внутренний продукт (NVP) = Потребление (личное) (Q + Инвестиции (общие) + Экспорт (чистый) (Ен) + Государственные закупки.
Следует иметь в виду, что государственные закупки товаров и услуг - основной компонент совокупных расходов, важный элемент политики государственного регулирования. Поэтому в период спада государство должно увеличивать свои расходы, а во время инфляции - сокращать их. Такие расходы влияют на уровень производства, а следовательно, на занятость непосредственно. Налоговая и денежно-кредитная политика, напротив, влияют на объем производства косвенно.
Кейнсианцы, в отличие от монетаристов, не считают денежно-кредитную политику важным средством регулирования экономики. Денежное предложение вызывает изменение процентной ставки, а последнее отражается на ссудах для инвестиций, поэтому регулирующая роль денег и процентной ставки, в частности, оказывается не такой значительной, как государственные расходы.
Кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают фискальную политику, так как государственные расходы на товары и услуги служат компонентом совокупных расходов и тем самым непосредственно влияют на изменение общего уровня производства (ЧВП). Налоговые поступления, составляющие вторую часть фискальной политики, прямо влияют на доходы, которые идут на потребление и сбережения. Следовательно, опосредствованно, в особенности через потребление, они также оказывают влияние на объем ЧВП. Кейнсианцы не отвергают влияния кредитно-денежной политики, но, по их мнению, она гораздо меньше проявляется в период спада или депрессии.
Монетаризм. М. Фридман и А. Шварц в работе «История денежного обращения в США, 1867-1960 гг.» на основе анализа обширного статистического материала установили, что темпы роста денежной массы, находящейся в обращении, также следуют циклической схеме, хотя эти циклы не совпадают с деловыми, а, скорее, коррелируют с ними.
Денежный цикл предшествует деловому, поскольку количество обращающихся Денег достигает своего пика и начинает падать до высшей точки - пика делового цикла. И наоборот, количество денег начинает увеличиваться до того момента, когда деловой цикл достигает своей низшей точки - дна.
М. Фридман показал, что правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии. Монетаристы исходят из уравнения обмена: MV=PQ,
Монетаристы придают деньгам большее значение, считая, что именно денежное предложение составляет существенный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Монетаристы полагают, что фискальная политика не может надежным средством стабилизации экономики. В связи с «эффектом замещения» увеличение государственных расходов приведет к дефициту бюджета и обращению государства за займами в банки. В результате увеличивается спрос и деньги на финансовых рынках, вследствие чего повышается процентная ставка. В силу этого уменьшается спрос на деньги для инвестиций, а уменьшение последних приводит к сокращению совокупных расходов и тем самым к уменьшению ЧВП. Следовательно, политика, предпринятая для стабилизации экономики, не достигает своей цели, поскольку государство, прибегая к займам на финансовом рынке, замещает или, точнее вытесняет на нем частный бизнес.
Монетаристы считают главным условием успешной стабилизации именно проведение правильной денежно-кредитной политики. Но между изменением денежного предложения и его воздействием на номинальный NVP проходит достаточно длительный период времени (временной лаг от 6 мес. До 2 лет). Во-вторых, возникает трудность с регулированием процентных ставок. Иногда вместо их повышения кредитные учреждения в целях стабилизации могут снизить эти ставки и тем самым вызвать дальнейший рост инфляции.
Монетаристская модель обращает главное внимание на процессы самоорганизации экономической системы вообще и рыночного механизма, в частности. Но при этом следует иметь в виду, что такая система не может являться исключительно самоорганизующейся, она предполагает и определенное регулирующее воздействие. Кейнсианская модель, напротив, подчеркивает необходимость внешнего регулирования экономической системы, т.е. вмешательство государства. Следовательно, данные модели выражают разные аспекты экономическогo развития и поэтому должны скорее дополнять, чем исключать друг друга.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 112 Денежная масса и структура.
- 113. Основные теории денежно-кредитного регулирования эк-ки.
- 115. Валютный курс. Методы его регулирования.
- 116. Конвертируемость валют. Условия, обеспечивающие конвертируемость.
- 118 Фьючерсные и опционные сделки с ц/б.
- 119. Сущность фондового портфеля и его функции.
- 120. Типы портфельных инвестиций. Управ-е портфелем ц/б.
- 122 Институциональные инвесторы на рцб.
- 121 Саморегулируемые организации
- 100. Производственный и финансовый рычаги, их исп-ние в фм.
- 114 Денежно—кредитная политика на 2004
- 96. Цена и структура капитала
- 68 Финанасовое регулирование вэд
- 69. Соврем. Фин. Система рф характеристика ее основных звеньев.
- 72. Сущность государственных финансов. Система управления гос-ми финансами.
- 63 Потребительский кредит
- 64 Дистанционное банковское обслуживание
- 43 Организация кредитного процесса в банке
- I. Документы, подтверждающие правоспособность заемщика: