Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
Как правильно осуществить отбор учебного материала на урок?
Главный документ, которым должен руководствоваться учитель при решении этого вопроса, - программа, утверждённая Министерством образования Республики Беларусь. Программой очерчены круг вопросов, подлежащих изучению, требования к уровню подготовки учащихся, по каждой теме рекомендуется на выбор учителя несколько изделий. Выполнение требований программы обязательно, но не все поделки должны быть выбраны из учебного пособия. Программой предоставляется учителю возможность до 30% учебного времени использовать по собственному усмотрению. В пособии по ряду тем предлагается несколько поделок. Учитель вправе предложить учащимся любое изделие, исходя из условий школы, особенностей своего класса. Главными критериями при отборе изделий должны быть:
- соответствие целям и задачам трудового обучения как учебного предмета;
- техническая, познавательная значимость изделий: возможность овладения знаниями, умениями в ходе изготовления поделки;
- общественно полезная значимость изделий: потребность в данном изделии для учебной деятельности в ходе изучения других предметов, для организации коллективного отдыха, для удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей;
- возможность занять при выполнении работы всех учащихся класса.
Как оформить к уроку классную доску?
Организует младших школьников на работу, пробуждает интерес к предстоящей работе продуманная подготовка классной доски к уроку. Это могут быть: запись темы урока, его девиз, иллюстрации, детские работы прежних лет или других классов, словарь терминов, встречающихся на уроке, которых нет на страницах пособия, памятка по выполнению работы, инструкционная карта, этапы работы по изготовлению поделки.
Организации рабочего места, привитию учащимся умений и навыков трудовой культуры и правильной организации своего и коллективного труда, соблюдение правил гигиены и техники безопасности на страницах и форзацах учебных пособий уделяется серьёзное внимание. Одно учебное пособие на парту приучает учащихся работать по нему вместе, помогая друг другу, если необходимо, разобраться в последовательности выполнения работы. Важно правильно расположить пособие на парте. Лежащее на парте пособие занимает большую часть рабочего стола и провоцирует учащихся часть работы выполнять на учебном пособии. Учителя в начале урока повторяют с учащимися правила расположения учебного пособия, размещение инструментов, материалов, приспособлений, но как только дети приступают к практической работе они, зачастую, забывают о применении этих правил. Когда правила поняты и усвоены, нужно использовать любую возможность для их повторения, закрепления, применения на каждом этапе урока.
Что делать, если не хватает времени на практическую работу учащихся?
Резервы времени для практической работы учащихся таятся в планировании каждого конкретного урока.
Программой предусмотрено большую часть учебного времени (не менее 80%, это 36 минут) отводить практической деятельности школьников. Вместе с тем подготовка к работе: постановка цели и темы учебной работы, рассматривание образцов и их анализ, планирование предстоящих трудовых операций сокращают время на практическую работу. Но проведение их обязательно. Кроме того, основным источником новых знаний о технике, расширяющих политехнический кругозор учащихся на уроках трудового обучения, являются краткие, образные, интересные сообщения и беседы, проводимые учителем. Они очень оживляют урок, содействуют пробуждению и развитию технической мысли детей, их нравственному воспитанию. Часть такого материала может быть смещена во времени на другие этапы урока. По ходу выполнения изделий учитель, например, может озвучивать подготовленные пословицы, поговорки, занимательный материал.
Ряд поделок, предлагаемых на урок, учащиеся не успевают выполнить. Это не повод задавать учащимся завершать работу дома. Домашние задания по трудовому обучению в начальных классах не задаются. Как выйти из этой ситуации? С одной стороны, выполнение поделки не должно быть всегда строго связано с границами урока. Некоторые изделия достаточно трудоёмки, и работу над ними невозможно завершить за один урок. Учитель может спланировать изготовление поделки за два урока. Главное, чтобы намеченная на урок работа носила завершённый характер. Вместе с тем известно, что ученики очень неохотно прерывают работу над начатым изделием. Поэтому при планировании учителю важно правильно оценить возможности учащихся, продумать форму организации труда школьников. Некоторые поделки с целью экономии времени можно выполнить не индивидуально, а коллективно. Работая в группах (в парах) по общему плану, учащиеся усваивают необходимые знания, отрабатывают практические умения и успевают за урок создать законченную коллективную поделку. Работу на уроке следует планировать так, чтобы ситуация успеха была обеспечена всем или почти всем. Задания учебных пособий по трудовому обучению предоставляют возможность предложить учащимся альтернативные задания. Можно предложить альтернативу, как по степени сложности, так и по интересам. Нельзя забывать, что мальчики и девочки склонны часто выполнять разные поделки, хотя бы по сюжетам.
Изготовление некоторых поделок сопряжено с подготовкой материалов. Некоторые учителя выходят из положения, заменяя одни материалы другими. К примеру, солнышко из соломки учащиеся выполнили из спичек (предварительно с них была снята сера). Солому можно легко заменить любыми растениями, с полым стеблем.
Нужны ли наглядные пособия к урокам трудового обучения?
В учебных пособиях по трудовому обучению даются схемы, чертежи, показаны этапы изготовления поделок. Младшие школьники постепенно учатся их понимать, но далеко не все учащиеся легко и сразу читают и понимают язык схем. Многие нуждаются в наглядной демонстрации действий. Учитывая это, педагогу не стоит отказываться от общеклассной наглядности.
Литература:
Ковалевская, Н.Л. Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах / Н.Л. Ковалевская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №12. – С. 59-60.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание