Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
План изучения темы:
2.1 История изобретения бумаги.
2.2 Производство бумаги.
2.3 Виды бумаги.
2.4 Виды картона.
2.5 Окрашивание бумаги.
2.6 Методика ознакомления учащихся с видами бумаги и картона. Работа с коллекцией образцов бумаги и картона «Виды бумаги и картона» на уроках трудового обучения.
Вопросы для самоконтроля:
Расскажите об истории изобретения бумаги. В каких областях применяется бумага?
Опишите основные процессы, через которые проходит бумажная масса в бумагоделательной машине. Перечислите основные компоненты бумажной массы. Какие свойства они придают бумаге [1, 2, 3]?
По каким критериям могут классифицироваться виды бумаги? Перечислите различные тематики коллекций бумаги; картона [1, 2, 11].
Почему учителю важно учить учеников ориентироваться в разнообразии видов и сортов бумаги, картона?
Почему коллекцию «Виды бумаги и картона» необходимо пополнять новыми образцами в каждом классе?
С какими видами бумаги и картона работают ученики в 1-4 классах [3, 4, 6, 7, 8, 10]?
Какими способами можно окрасить бумагу? Опишите их [1].
Задания:
Составьте текст беседы с учащимися на тему «Производство бумаги». В каком классе, на ваш взгляд, целесообразно провести эту беседу? Какое изделие при этом будет выбрано объектом труда?
Составьте блок-схему, отражающую классификацию видов бумаги и картона по практическому назначению. Укажите основные свойства каждого вида [1, с. 10-12].
Изготовьте универсальную коллекцию образцов бумаги и картона «Виды бумаги и картона», работа с которой допускала бы не только пополнение новыми образцами, но и группировку образцов по различным признакам.
Подберите игровые задания для закрепления знаний о видах бумаги и картона [9, с.18].
Разработайте фрагмент урока для учеников 1 класса по ознакомлению с видами бумаги и картона [4, с. 8-9]. Включите в урок работу с изготовленной коллекцией «Виды бумаги и картона» [5, 11].
Окрасьте бумагу следующими способами: пищевыми красителями, «под мрамор», набрызгом, штампированием. Выполните композицию в технике набрызг.
Творческое задание. Изготовьте бумагу ручной работы. Используйте ее для изготовления оригинальной открытки или упаковки (оформления) подарка [6, с. 64].
Литература:
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 1. Обработка бумаги / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1979. – С. 6-12, 17-19, 39-42.
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1978. – С. 4-7.
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.36-40.
Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2010. – С. 37-38.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2010. – 72 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2012. – 88 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.
Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 17-18.
Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.
Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 10-16, 37-38.
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание