4. Самостоятельность.
При конкретизации требований к отдельному уроку следует руководствоваться требованиями к подготовке учащихся, которые указаны в учебной программе[2].
При выполнении коллективной работыследует учитывать долю участия каждого ребенка, а не только всей группы (бригады, звена) в целом.
Приведенные и другие положения по организации процесса обучения и контрольно-оценочной деятельности положены в основу разработки тетради самооценки по трудовому обучению, которая позволяет привлечь детей к целеполаганию, осознанию формируемых знаний и способов деятельности, к разработке критериев оценки результата труда, рефлексивной оценке процесса и результатов учебно-трудовой деятельности. Она позволяет учащимся самостоятельно построить оценочное суждение, а также обеспечивает связь с родителями.
В предисловии к тетради самооценки описывается содержание деятельности учащегося по самооценке на уроках трудового обучения. Иллюстрируются изделия, которые будут изготавливаться на уроках. Акцентируется внимание на новых и уже изученных теоретических сведениях, осваиваемых способах деятельности и технологических операциях. Особое внимание уделяется усвоению и осуществлению технологии изготовления всего изделия.
В тетради представлены различные аспекты самооценки:
1. с помощью условных обозначений (плюсов) отметить насколько хорошо он усвоил теорию и освоил практику учебно-трудовой деятельности;
2. отметить, понадобилась ли ему помощь или он сам помог другим (обвести правильные ответы);
3. указать своё отношение к уроку, настроение после окончания урока (рефлексивная оценка);
4. отметить, какого уровня мастерства он достиг при изготовлении изделия (на странице, на которой указано название раздела (темы) программы, учащийся отмечает свой уровень мастерства значком (V) или другим условным знаком на лестнице-стремянке. У лестницы имеется семь ступенек. Четвертая ступенька – золотая серединка, которая означает, что учащийся успешно справился с заданием. Если же работы учащегося участвовали в выставках и оценены друзьями, учителями и родителями, то обозначаемое место на стремянке выше. С правой стороны стремянки его работу оценивает учитель);
5. отметить, возникло ли у него желание продолжить работу дома и научить своих друзей (с помощью линий, проведенных от изделий, на странице, где изображена лестница-стремянка).
На странице «Мои успехи» предусмотрено место для фотографии учащегося и отражения его достижений.
Учитывая разнообразие аспектов самооценки в тетради, используются дополнительные условные обозначения:
- усвоил сведения, понял;
- освоил способы работы, научился;
- понял технологию изготовления;
- научился изготавливать изделие.
Приведем примеры основных страниц тетради самооценки и их заполненный вариант:
Содержание деятельности учителя по заполнению классного журнала отражено в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования».
Пример страницы из школьного журнала:
ФИ О | Разделы программы | ||||||||||||||||||||||||||||
Общая технология | Технология обработки материалов | Технология народных ремесел | Технология растениевод-ства | Технология хозяйствования | |||||||||||||||||||||||||
Теоретическое усвоение материала | Практическое освоение материала | Культура труда | Самостоятельность | Качество выполненной работы | Теоретическое усвоение материала | Практическое освоение материала | Культура труда | Самостоятельность | Качество выполненной работы | Теоретическое усвоение материала | Практическое освоение материала | Культура труда | Самостоятельность | Качество выполненной работы | Теоретическое усвоение материала | Практическое освоение материала | Культура труда | Самостоятельность | Качество выполненной работы | Теоретическое усвоение материала | Практическое освоение материала | Культура труда | Самостоятельность | Качество выполненной работы | |||||
… | В | Д | В | В | Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждой ячейке указывается уровень учебных достижений: низкий, удовлетворительный, средний, достаточный, высокий.
Для разделов «Технология обработки материалов» и «Технология народных ремесел» в журнале следует указать уровень учебных достижений по темам учебной программы.
При подведении итогов за четверть (полугодие) и учебный год следует руководствоваться общими рекомендациями.
В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на І ступени общего среднего образования» учитель имеет право «самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся». Главное при этом, соблюдений требований образовательного стандарта и учебных программ, которые предполагают оценку процесса и результата учебно-трудовой деятельности по пяти, приведенным выше критериям, а также требований, изложенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования [1].
Литература:
Особенности обучения на содержательно-оценочной основе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://mp.minsk.edu.by/sm_full.aspx?guid=43063. Дата доступа: 10.06.2013.
Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание