Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
К концептуальным положениям обучения учащихся I ступени общего среднего образования на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению относится необходимость соблюдения требований образовательного стандарта по трудовому обучению, согласно которому оцениваться должны:
- теоретическое усвоение содержания учебной программы (теоретических сведений): полнота, глубина, осознанность, использование внутри- и межпредметных связей;
- практическое освоение содержания учебной программы (трудовых действий, приемов работы, технологических операций и технологического процесса в целом);
- культура труда: организация рабочего места, соблюдение правил безопасности труда, трудовая и технологическая дисциплина (соблюдение последовательности выполнения работы; правильное использование инструментов, приспособлений, материалов);
- самостоятельность (минимальное количество обращений за помощью к учителю и/или одноклассникам);
- качество выполненной работы (соответствие форме, размерам, внешнему виду изделий; технико-технологическим требованиям к видам работ).
Определены пять уровней усвоения учебного материала (учебной деятельности):
- низкий (соответствует 1-2 баллам) – «н»,
- удовлетворительный (3-4 балла) – «уд»,
- средний (5-6 баллов) – «ср»,
- достаточный (7-8 баллов) – «д»,
- высокий (9-10 баллов) – «в».
Соотнесение показателей оценки результатов учебной деятельности с уровнями усвоения учебного материала (учебной деятельности), определенными в условиях безотметочного обучения, представлены в таблице 8 «Показатели оценки результатов учебной деятельности».
Таблица 8
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Отметка в баллах (для сравнения) | Уровень усвоения материала | Показатели оценки результатов учебной деятельности | ||||
Теоретичес-кое усвоение содержания учебной программы I. | Практичес-кое освоение содержания учебной программы II. | Культура труда
III. | Самостоя-тельность
IV. | Качество выполнен-ной работы
V. | ||
«1» | Низкий («Н») | Узнавание объекта изучения | Выполнение трудовых действий с большим количеством грубых ошибок | Грубые ошибки при соблюде-нии правил безопасности труда и органи-зации рабочего места | Требуется постоянная значительная помощь педагога | Неисправи-мый брак |
«2» | Различение объектов изучения, распознавание отдельных элементов знаний | Выполнение трудовых действий с существен-ными ошибками | Существенные ошибки, связан-ные с организа-цией рабочего места и прави-лами безопас-ности труда | Требуется значительная помощь педагога | Неисправи-мый брак | |
«3» | Удовлетворительный («УД») | Воспроизве-дение незначитель-ной части учебного материала по памяти
| Выполнение трудовых приемов с существен-ными ошибками
| Существенные ошибки, связан-ные с организа-цией рабочего места и прави-лами безопас-ности труда
| Требуется значительная помощь педагога
| Исправи-мый брак
|
«4» | Воспроизведе-ние большей части учебного материала по памяти | Выполнение трудовых приемов с несуществен-ными ошибками | Соблюдение правил безопас-ности; организация рабочего места с несуществен- ными ошибками
| Требуется значительная помощь педагога
| Исправи-мый брак
| |
«5» | Средний («СР») | Осознанное воспроизведе-ние значительной части учебного материала | Выполнение технологи-ческих операций с большим количеством несуществен-ных ошибок | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; несуществен- ные ошибки, связанные с соблюдением трудовой и тех-нологической дисциплины | Требуется незначитель-ная помощь педагога | Низкое, очень большое количество несущест-венных ошибок |
«6» | Осознанное воспроизведе-ние учебного материала | Выполнение технологи-ческих операций с несуществен-ными ошибками | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; соблюдение трудовой или технологичес-кой дисципли-ны с незначит. ошибками | Требуется незначитель-ная помощь педагога | Скорее высокое, чем низкое, большое количество несущест-венных ошибок | |
«7» | Достаточный («Д») | Владение учебным материалом | Правильное выполнение большинства технологи-ческих операций | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; соблюдение технологичес-кой дисципли-ны с незначит. ошибками | Требуется эпизодичес-кая помощь педагога | Относи-тельно высокое, присутству-ют несущест-венные ошибки |
«8» | Оперирование учебным материалом | Выполнение технологи-ческого про-цесса с несуществен-ными ошиб-ками, устраняемы-ми с помощью педагога | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; высокая трудовая и технологичес-кая дисциплина | Требуется эпизодичес-кая помощь педагога или одноклас-сников | Относительно высокое, присутству-ют несущест-венные ошибки | |
«9» | Высокий («В») | Оперирование учебным материалом | Полное выполнение технологи-ческого процесса с единичными несуществен-ными ошибками, устраняемыми самостоя-тельно | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; высокая трудовая и технологичес- кая дисциплина | Работа выполняется самостоя-тельно | Достаточно высокое, единичные несущест-венные ошибки |
«10» | Свободное оперирование учебным материалом | Полное выполнение технологи-ческого процесса без ошибок | Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; высокая трудовая и тех-нологическая дисциплина | Работа выполняется самостоя-тельно | Полное соответ-ствие требова-ниям к изделию |
Характер ошибок, допущенных при осуществлении учебной деятельности по таким показателям, как «качество выполненной работы», «культура труда», «практическое освоение содержания учебной программы», уточняется в таблице 9 «Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)».
Таблица 9
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание