Объяснительная записка
Данная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, отражает базовый психологический компонент знаний выпускников по специальностям «Психология» и «Педагогика и психология».
Программа включает в себя перечень основных тем по дисциплинам предметной подготовки. Большинство тем программы носит интегрированный характер.
Программа предусматривает выполнение выпускниками следующих требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки:
«Специалист:
знает историю и современные тенденции развития мировой психологической науки;
владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;
владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;
владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психологическом развитии;
имеет системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знает приёмы и технику психологического консультирования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;
владеет знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;
владеет способами профессиональной и личностной релаксации, самоизменения и организации творческой деятельности человека;
владеет методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства;
владеет знаниями в области профессионализации и умеет создавать условия для профессионального самоопределения личности;
знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;
знает закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеет приёмами управленческого консультирования;
владеет методами и приёмами активного социально-психологического обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями;
владеет методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций;
знает структуру образовательных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе образования;
знает историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;
умеет выявлять психологическое содержание педагогических технологий;
знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования».
- Уважаемые выпускники!
- Желаем успехов!
- Объяснительная записка
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «психология»
- 1. Сознание человека. Гипотеза а.Н. Леонтьева о происхождении сознания
- 2. Культурно-историческая концепция л.С. Выготского о происхождении высших психических функций
- 3. Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника
- 4. Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника
- 5. Память и ее процессы. Биологические основы памяти. Характеристика этапов переработки информации. Проблема эффективности памяти
- 6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
- 7. Проблема характера в психологии. Структура характера. Теория черт. Типологический подход к характеру. Проблема развития характера
- 8. Эмоции и их функции. Природа эмоций. Влияние эмоций на деятельность. Эмоциональные состояния. Стресс
- 9. Характеристика личности как социальной сущности человека. Детерминанты развития личности
- 11. Источники и движущие силы психического развития человека
- 12. Законы и закономерности психического развития
- 13. Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства
- 14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста
- 15. Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.
- 16. Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.
- 17 Cоциальная психология образования
- 18. Специализированные методы социальной психологии в психолого-педагогической практике
- 19. Социально-психологический климат коллектива
- Виды психологического консультирования
- 21. Требования к профессии психолога-консультанта
- 22. Профотбор и профподбор: цели и задачи. Проблемы профпригодности
- 23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана
- 24 Развитие субъекта труда
- 25. Мотивация трудовой деятельности
- 26. Психологическая коррекция и развитие как направление работы педагога- психолога.
- 27. Основные требования к составлению и содержанию коррекционных, развивающих программ
- Клиническая психология как разновидность деятельности практического
- 29. Нейропсихологические аспекты психолого-педагогической деятельности
- 30. Психологические аспекты психотерапии
- 31. Психология семьи и семейное консультирование
- 32 Нарушения психического развития у детей
- 33 Современная система специального образования в России
- 34. Психологический тест как объективное измерение особенностей интеллекта
- Диагностические возможности опросников и проективных методик в обследовании личности ребенка.
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «педагогика»
- Профессиональная деятельность и личность педагога
- Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками
- Литература:
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования
- Литература:
- Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен
- Литература:
- Педагогический процесс
- 7. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 8. Содержание образования в современной российской школе
- Литература:
- 9. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 10. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения
- 12. Урок как основная форма обучения
- 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении
- 14. Технологии обучения. Характеристика и анализ одной из соременных технологий обучения (по выбору)
- 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
- 17. Концепции воспитания личности. Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору)
- 18. Организация воспитательного процесса в школе
- Литература:
- 19. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
- 21.Воспитательные системы. Характеристика и анализ одной из современных авторских систем воспитания (по выбору)
- 22. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 23. Воспитательная деятельность классного руководителя
- 24. Система методов обучения и воспитания.
- 25. Система средств обучения и воспитания
- 26. Образовательная политика рф
- Литература:
- 27. Образовательная система рф
- 28. Основы управления педагогическими системами
- 29. Школа как педагогическая система и объект управления
- 30. Новая этика отношения к детству. Права ребенка и их соблюдение в образовательных учреждениях.
- 31. Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки
- 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки
- 33. Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании
- 34. Василий Александрович Сухомлинский - педагог-гуманист
- 35. Тенденции развития мирового образовательного процесса
- Вопросы для подготовки к государственному экзамену раздел «педагогика»