11. Источники и движущие силы психического развития человека
Понятие психического развития. Источники психического развития: биологический (наследственность), социальный (среда, обучение, воспитание), активность личности (физическая, социальная, психическая).
Решение проблемы источников и движущих сил психического развития в психологии.
Характеристика движущих сил развития: наличие противоречий и их разрешение; соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций; сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития; закономерная смена двух типов ведущей деятельности; психическое и психологическое здоровье.
Литература
Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.
Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. 1988. № 9 С. 49 - 56.
Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.
Обухова Л.Ф.. Возрастная психология. Учебник - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.
- Уважаемые выпускники!
- Желаем успехов!
- Объяснительная записка
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «психология»
- 1. Сознание человека. Гипотеза а.Н. Леонтьева о происхождении сознания
- 2. Культурно-историческая концепция л.С. Выготского о происхождении высших психических функций
- 3. Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника
- 4. Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника
- 5. Память и ее процессы. Биологические основы памяти. Характеристика этапов переработки информации. Проблема эффективности памяти
- 6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
- 7. Проблема характера в психологии. Структура характера. Теория черт. Типологический подход к характеру. Проблема развития характера
- 8. Эмоции и их функции. Природа эмоций. Влияние эмоций на деятельность. Эмоциональные состояния. Стресс
- 9. Характеристика личности как социальной сущности человека. Детерминанты развития личности
- 11. Источники и движущие силы психического развития человека
- 12. Законы и закономерности психического развития
- 13. Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства
- 14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста
- 15. Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.
- 16. Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.
- 17 Cоциальная психология образования
- 18. Специализированные методы социальной психологии в психолого-педагогической практике
- 19. Социально-психологический климат коллектива
- Виды психологического консультирования
- 21. Требования к профессии психолога-консультанта
- 22. Профотбор и профподбор: цели и задачи. Проблемы профпригодности
- 23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана
- 24 Развитие субъекта труда
- 25. Мотивация трудовой деятельности
- 26. Психологическая коррекция и развитие как направление работы педагога- психолога.
- 27. Основные требования к составлению и содержанию коррекционных, развивающих программ
- Клиническая психология как разновидность деятельности практического
- 29. Нейропсихологические аспекты психолого-педагогической деятельности
- 30. Психологические аспекты психотерапии
- 31. Психология семьи и семейное консультирование
- 32 Нарушения психического развития у детей
- 33 Современная система специального образования в России
- 34. Психологический тест как объективное измерение особенностей интеллекта
- Диагностические возможности опросников и проективных методик в обследовании личности ребенка.
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «педагогика»
- Профессиональная деятельность и личность педагога
- Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками
- Литература:
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования
- Литература:
- Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен
- Литература:
- Педагогический процесс
- 7. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 8. Содержание образования в современной российской школе
- Литература:
- 9. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 10. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения
- 12. Урок как основная форма обучения
- 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении
- 14. Технологии обучения. Характеристика и анализ одной из соременных технологий обучения (по выбору)
- 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
- 17. Концепции воспитания личности. Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору)
- 18. Организация воспитательного процесса в школе
- Литература:
- 19. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
- 21.Воспитательные системы. Характеристика и анализ одной из современных авторских систем воспитания (по выбору)
- 22. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 23. Воспитательная деятельность классного руководителя
- 24. Система методов обучения и воспитания.
- 25. Система средств обучения и воспитания
- 26. Образовательная политика рф
- Литература:
- 27. Образовательная система рф
- 28. Основы управления педагогическими системами
- 29. Школа как педагогическая система и объект управления
- 30. Новая этика отношения к детству. Права ребенка и их соблюдение в образовательных учреждениях.
- 31. Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки
- 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки
- 33. Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании
- 34. Василий Александрович Сухомлинский - педагог-гуманист
- 35. Тенденции развития мирового образовательного процесса
- Вопросы для подготовки к государственному экзамену раздел «педагогика»