17. Концепции воспитания личности. Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору)
Понятие о концепции воспитания. Уровни концепций воспитания. Особенности авторитарных и гуманистических концепций воспитания. Современная отечественная концепция воспитания.
Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору):
Концепция системного построения воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук).
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М.И. Рожков и др.).
Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова).
Воспитание ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская).
Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и др.).
Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Созонов).
Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
Характеристика дается по следующему плану:
Название концепции, ее авторы.
Понятие воспитания.
Цель и принципы воспитания.
Содержание воспитательного процесса.
Механизм воспитания.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Литература:
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - Гл. 5.
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Гл. 23.
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004. - Гл. 2.
Степанов Е.Н.,. Лузина Л.М Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003. - Гл. 1.
Концепция системного построения воспитания:
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. - М., 1991.
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Концепция формирования образа жизни, достойной Человека
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 2000
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998
Воспитание ребенка как человека через культуру
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного воспитания. - Ростов-н/Д.- 2000.
Концепция педаггической поддержки ребенка и процесса его развития
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования//Классный руководитель. - 2000. - №3.
Концепция воспитания на основе потребностей человека
Созонов В.П. Что возведем на месте развалин?// Народное образование. - 1995. - №5, 6.
Созонов В.П. Что такое хорошая школа?// Народное образование. - 1999. - №7, 8.
Концепция самовоспитания школьника
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М., 1999.
- Уважаемые выпускники!
- Желаем успехов!
- Объяснительная записка
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «психология»
- 1. Сознание человека. Гипотеза а.Н. Леонтьева о происхождении сознания
- 2. Культурно-историческая концепция л.С. Выготского о происхождении высших психических функций
- 3. Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника
- 4. Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника
- 5. Память и ее процессы. Биологические основы памяти. Характеристика этапов переработки информации. Проблема эффективности памяти
- 6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
- 7. Проблема характера в психологии. Структура характера. Теория черт. Типологический подход к характеру. Проблема развития характера
- 8. Эмоции и их функции. Природа эмоций. Влияние эмоций на деятельность. Эмоциональные состояния. Стресс
- 9. Характеристика личности как социальной сущности человека. Детерминанты развития личности
- 11. Источники и движущие силы психического развития человека
- 12. Законы и закономерности психического развития
- 13. Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства
- 14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста
- 15. Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.
- 16. Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.
- 17 Cоциальная психология образования
- 18. Специализированные методы социальной психологии в психолого-педагогической практике
- 19. Социально-психологический климат коллектива
- Виды психологического консультирования
- 21. Требования к профессии психолога-консультанта
- 22. Профотбор и профподбор: цели и задачи. Проблемы профпригодности
- 23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана
- 24 Развитие субъекта труда
- 25. Мотивация трудовой деятельности
- 26. Психологическая коррекция и развитие как направление работы педагога- психолога.
- 27. Основные требования к составлению и содержанию коррекционных, развивающих программ
- Клиническая психология как разновидность деятельности практического
- 29. Нейропсихологические аспекты психолого-педагогической деятельности
- 30. Психологические аспекты психотерапии
- 31. Психология семьи и семейное консультирование
- 32 Нарушения психического развития у детей
- 33 Современная система специального образования в России
- 34. Психологический тест как объективное измерение особенностей интеллекта
- Диагностические возможности опросников и проективных методик в обследовании личности ребенка.
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «педагогика»
- Профессиональная деятельность и личность педагога
- Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками
- Литература:
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования
- Литература:
- Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен
- Литература:
- Педагогический процесс
- 7. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 8. Содержание образования в современной российской школе
- Литература:
- 9. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 10. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения
- 12. Урок как основная форма обучения
- 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении
- 14. Технологии обучения. Характеристика и анализ одной из соременных технологий обучения (по выбору)
- 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
- 17. Концепции воспитания личности. Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору)
- 18. Организация воспитательного процесса в школе
- Литература:
- 19. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
- 21.Воспитательные системы. Характеристика и анализ одной из современных авторских систем воспитания (по выбору)
- 22. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 23. Воспитательная деятельность классного руководителя
- 24. Система методов обучения и воспитания.
- 25. Система средств обучения и воспитания
- 26. Образовательная политика рф
- Литература:
- 27. Образовательная система рф
- 28. Основы управления педагогическими системами
- 29. Школа как педагогическая система и объект управления
- 30. Новая этика отношения к детству. Права ребенка и их соблюдение в образовательных учреждениях.
- 31. Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки
- 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки
- 33. Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании
- 34. Василий Александрович Сухомлинский - педагог-гуманист
- 35. Тенденции развития мирового образовательного процесса
- Вопросы для подготовки к государственному экзамену раздел «педагогика»