logo
Программа гос

14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития, психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу, проблема адаптации к школе. Кризис 7 лет: причины, проявления, значение. Общая характеристика возраста; анатомо-физиологические особенности младших школьников.

Учение - ведущий тип деятельности. Структура учебной деятельности (по Давыдову В.В.), мотивация учения младшего школьника. Особенности познавательной сферы. Новообразования возраста. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Особенности самосознания. Нравственные нормы. Роль учителя в развитии личности школьника начальных классов.

Задание 1. Предложите вариант программы психологического сопровождения развития ребенка младшего школьного возраста, имеющего какую-либо проблему (неуспеваемость, эмоциональное неблагополучие и пр.).

Литература

  1. Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

  2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие /П.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002.

  3. Крайг Р. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

  5. Мухина А.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

  6. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 1998 - С. 200-283.

  7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.