logo
Методика обучения ИЯ

4. Понятие содержания обучения ия. Сопоставление принципов сознательно-практического и коммуникативного методов обучения ия.

К содержанию обучения относятся и языковые навыки. Лексические, грамматические и фонетические навыки.

Итак, содержание обучения должно включать:

1) Лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал.

2) Психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком при общении.

3) Методологический компонент, связанныйсовладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда»

Содержание обучения составляет все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность ученика, учебный материал, а также процесс его усвоения. Отсюда очевидно, что содержание обучения соотносится с такими категориями, как взаимосвязанная деятельность преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика), обращенных на учебный материал, или, иначе говоря, — на содержание учебного предмета.

Следовательно, содержание обучения включает в себя следующие основные компоненты:

1) сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т. д.);

2) языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими;

3) комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения ИЯ как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

4) систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевогообщения;

5) учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями».

Содержание и структурашкольногокурса по иностранному языку определяются - коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку, вариативностью содержания обучения иностранному языку в различных типах школ, при изучении первого и последующего иностранных языков, количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка, возрастными осо5енностями школьников на каждом из этапов обучения иностранному языку, преемственностью между этапами обучения; междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родным и государственными языками.

«содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образоморганизованнаядеятельность».

Е. П. Пассов полагает, что целью образования может считаться только «человек моральный, духовный». Духовное богатство — это итоговая характеристика индивидуальности, как справедливо считает В. Н. Сагатовский. Духовностьвыступаеткаксредство совершения творческой деятельности. Для человека духовного присвоение и переработка культуры, а вместе с ней и языка является важнейшей целью его существования.

Аспекты обучения:

Познавательный аспект(культуроведческое содержание)иноязычнойкультуры (ИК)

у познавательного аспекта положение особое, с него всё начинается. Овладение культурой есть постижение системы ценностей народа, которое осуществляется на трёх уровнях:

а) на уровне восприятия (познавательное значение знаний);

6) на уровне социальном (прагматическое значение знаний);

в) на уровне личностного смысла (аксиологическое, или ценностное, значение знаний).

Развивающий аспект (психологическое содержание)

Сущность развивающего аспекта ИК заключается в том, что он направлен на развитие в индивидуальности ученика (как индивида, субъекта деятельности, личности) таких её свойств, сторон, процессов, механизмов, которые играют наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения, а следовательно, и для становления индивидуальности и превращения её в homo moralis. Чтобы реализовать это, необходимо в образовательном процессе «задействовать» всю психику ученика, в максимальной степени включив её в учебную деятельность, но при этом важно помнить, что психика — это не просто некая ёмкость, которая заполняется информацией,психика—этопроцессвзаимодействиясо средой, в результате чего она формируется и развивается

Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры. Воспитательный потенциал образования зависит от культуроведческого содержания используемых материалов, oт ИХ потенциальных возможностей.

Учебный аспект (социальное содержание)иноязычнойкультуры.Содержание учебного аспекта составляют те речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения — говорение, аудирование, чтение, письмо (возможен и перевод), а также собственно умение общаться. Каждое из умений основано на определённых навыках и механизмах, обладает определёнными качествами. Мы считаем излишним приводить здесь перечень этих навыков, механизмов и качеств'

Исходя их сказанного, можно сформулировать суть предлагаемой концепции иноязычного образования как концепции развития индивидуальности в диалоге.

Коммуникативный метод получил свое название по предложению Е.И. Пассова, который обосновал концепцию ме­тода в ряде публикаций. Особенность метода проявляется в попытке приблизить про­цесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Коммуникативный метод базируется на следующих методи­ческих принципах.

1. Речевая направленность обучения, означающая, что речевая деятельность является не только средством обучения, но и ее це­лью.

2.Учет индивидуально-психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта

3.  Речемыслительная активность как постоянная вовлечен­ность учащихся в процесс общения в непосредственной (вер­бальной) либо опосредствованной (мыслительной) форме.

4. Функциональный подход к отбору и представлению учеб­ного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом, ситуативном, тематическом.

5. Ситуативность процесса обучения, рассматриваемая и как спо­соб речевой стимуляции, и как условие развития речевых умений.

6.Проблемность как способ организации и представления учебного материала

Коммуникативный метод относится к числу комбинирован­ных методов обучения.

В от­личие, от сознательно-практического метода, работа по которым проводится в направлении от сознательного усвоения фактов языка к автома­тизму в пользовании ими, в коммуникативном методе первосте­пенная роль отводится речевой деятельности, практике речи, в процессе которой и происходит овладение речевыми образцами в соответствии с интенциями общения.

Сознательно-практический метод - это веду­щий метод обучения иностранному языку в условиях школьной и вузовской подготовки. Название метода было предложено из­вестным психологом и методистом Б.В. Беляевым, который дал обоснование метода с позиции психологической науки. Этот ме­тод является сознательным, так как в процессе обучения предпо­лагается осознание учащимися значения лексических единиц иязыковых форм, используемых в процессе общения, и в то же время практическим, ибо решающим фактором обучения призна­ется иноязычная речевая практика.Сознательно – практический метод базируется на следующих принципах:

1) учитываются особенности родного языка учащихся, что способствует, с одной стороны, преодолению отрицательного воздействия (интерференции) родного языка и использованию положительного переноса из родного языка на изучаемый - с другой;

2) обучение проводится на синтаксической основе с выделе­нием предложения как минимальной речевой единицы (единицы общения);

3)  осуществляется практический подход к овладению грамма­тическими средствами языка, для чего материал группируется в соответствии с темами и ситуациями общения, реализующими содержание избранной для обучения сферы общения;

4) средства общения изучаются в объеме, отвечающем целям и этапу обучения, и в этой связи проводится минимизация таких средств;

5)обеспечивается концентризм в подаче и расположении лексико-грамматического материала;6)      принцип функциональности рассматривается в качестве ве­дущего при введении и активизации учебного материала;7)  основу занятий по грамматике составляют модели предло­жений, группируемые в соответствии со структурно-семанти­ческим подходом и интенциями говорящего.

Основными методическими положениями метода счита­ются:

1) параллельное (взаимосвязанное) овладение видами речевой деятельности при наличии устного опережения;

2)  организация обучения в последовательности от приобрете­ния знаний к речевым навыкам и умениям;

3) осознание учащимися языковых фактов по мере их усвое­ния и способов применения в речевом общении;

4) разграничение учебного материала на активный и пассив­ный и его дифференцированное усвоение в результате выполне­ния языковых и речевых упражнений;

5)  выделение в качестве конечной цели обучения формирова­ния коммуникативной компетенции, базирующейся на приобре­тенных в ходе обучения знаниях, навыках, умениях и способно­сти к речевой деятельности в рамках избранных для занятийтем, ситуаций и сфер общения. Обучение при этом носит чет­ко выраженную социокультурную и профессиональную на­правленность.