19. Роль и место опор в учебном процессе по ия в школе. Классификация опор.
Понятие «опора» в методике преподавания преподносится по-разному. В некоторых работах она
определяется как стимул, побуждение к действию. Например, Царькова В. Б. определяет функцию
опор следующим образом: «вызвать ассоциации с жизненным опытом учащихся и студентов и с
тем, что возможно в его речевом опыте». Задачи опор
исследователь видит в сообщении определённой информации. Опоры могут быть развёрнутыми
и сжатыми.
Часто вербальные опоры называются ориентирами речевой деятельности, которые
ограничивают зоны поиска, способствуют развёртыванию мысли в определённом направлении, а,
следовательно, и ошибочность речи
В литературе даются и такие определения опор: «Опора-это модель программы высказывания, в
которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств её выражения
на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания».
Классификация опор:
1. по способу презентации материала:
■ вербальные - микротекст (визуальный, зрительный), текст (визуальный, зрительный), план
(схематический, полный), слова как смысловые вехи, лозунг, поговорка, подпись.
■ изобразительные - кинофильм, диафильм, разнообразные видеоматериалы, серия рисунков,
фотографий, таблица, схема, символика, плакат.
2. по способу управления речевой деятельностью:
■ содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто? Что? Где? Когда? )
смысловые (отвечающие на вопрос Зачем? Почему? и т. д.).
Также большой интерес представляет собой и классификация вербальных опор, которые
соотносятся с определёнными речевыми формами. К ним относятся:
1. «Структурный скелет», основой которого является логическая схема, присущая той или иной
форме монолога или диалога. Эта схема определяет последовательность предложений, не
подсказывая их языковое оформление. Она служит для прогнозирования содержания, плана
высказывания, лексического наполнения, грамматическо - лексического оформления.
2. Погико-смысловая схема, задаваемая определённой последовательностью вопросительных
слов (например: 'МЬо 'МЪеп )/УЪеге) Структурная схема, которая отражает не только
логическое и синтаксическое строение высказывания, но и его морфологические особенности
(адресованность действия, совместность производимого действия).
3. План в виде тезисов и вопросов.
4. Опоры на зачин и концовку.
Все опоры описанных видов позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а
также предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению
высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту.
Очень интересным представляется использование в качестве комбинированной опоры коллажа.
Коллаж способен привлечь внимание к объекту для рассмотрения названного объекта с различных
сторон.
По форме и содержанию коллаж-это средство зрительной наглядности, представляющее собой
образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств
отображение некоторой части предметного содержания, объединённого ключевым ядерным
понятием. Вокруг этого ключевого понятия группируется разнообразная информация, например,
названия текстов, рисунки, фотоматериалы, слова, фразы, предложения и т. д. Коллаж, с
помощью закодированной в нём информации, направлен на возникновение у учащихся комплекса
ассоциаций, связанных с тем или иным основным понятием. Связь между компонентами
обозначается стрелками, светом, цифрами.
- 2) Двигательные (ходьба и т.П.);
- 3) Двигательно-речевые (техника письма и т.П.)
- 4. Понятие содержания обучения ия. Сопоставление принципов сознательно-практического и коммуникативного методов обучения ия.
- 5. Иерархия принципов обучения ия. Сопоставление систем методических принципов сознательно-практического и коммуникативного методов обучения ия.
- 6. Средства обучения иностранным языкам.
- 7. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку
- 8. Цели и задачи обучения произносительной стороне речи. Принципы, лежащие в основе работы над произношением.
- 9. Формирование грамматических навыков в средней школе. Основные формы и этапы работы над грамматическим материалом.
- 1. Классификация условно-речевых упражнений по составу
- 3. Классификация условно-речевых упражнений по способу их выполнения
- 10. Основные этапы работы над новым лексическим материалом. Способы и принципы семантизации активной лексики.
- 11. Аудирование как вид речевой деятельности. Принципы обучения ему с учётом различных степеней обучения ия.
- 12. Основные трудности аудирования и способы их предупреждения.
- 17. Требования к текстам длят чтения. Виды чтения(различные их классификации)
- 18. Письмо как вид речевой деятельности. Его структура. Содержание обучения письму.
- 19. Роль и место опор в учебном процессе по ия в школе. Классификация опор.
- 20.Урок иностранного языка, его структура. Методическое содержание урока ия.
- 21. Планирование учебной работы по ия. Основные виды планов. Логика урока ия.
- 22. Функции и задачи контроля в обучении ия. Критерии оценки уровня владения ия.