9. Формирование грамматических навыков в средней школе. Основные формы и этапы работы над грамматическим материалом.
Грамматический навык должен обладать определёнными качествами:
1) это автоматизированность, которая обеспечивает процессу формирования навыка нужную скорость, целостность и плавность, а также устойчивость речевого навыка. Недостаточно автоматизировать какое-либо действие, его надо сделать прочным, устойчивым, то есть если, например, усвоена одна видовременная форма глагола, затем вторая, то необходимы упражнения, где бы эти две формы «сталкивались друг с другом». Можно добиться автоматизированности и устойчивости, но это ещё не значит, что создан навык необходимого качества: ему нужно придать гибкость, которая формируется за счёт использования упражнений определенного характера. Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве основан перенос, без чего навык остаётся «вещью в себе», не включается в новых ситуациях.
2) имитация в речи. Овладение речью начинается с имитации речевых отрезков. Упражнения типа «Повтори за мной» не приносят желаемых результатов, так как произносятся без какой-либо речевой задачи. В процессе коммуникации такая имитация грамматических образцов обязательно должна иметь речевую направленность. Например:
— Ведь он хороший человек?
— Да, он хороший человек…
Но здесь повторение вызвано раздумьем, говорящий как бы взвешивает эту мысль, и, возможно, соглашается с ней, повторяя для того, чтобы обдумать своё «Но». Итак, очередным условием формирования навыка является имитация в речи, имитация при наличии речевой задачи.
3) это однотипность фраз. Овладевая речью, человек обычно встречается с комплексами раздражителей — с ценными фразами. Конструкция фраз, часто повторяющихся в речи, вызывает определённую системность в работе мозга. Когда мозг воспринимается сигнал того же качества (фразу той же конструкции), то первые импульсы проходят быстрее и фиксируются прочнее. Отсюда следует, что одним из условий успешной автоматизации должна быть однотипность фраз, построенных на основе речевого образца.
4) действие по аналогии в речевых условиях. Речевые действия могут совершаться по аналогии с образцом: видимым, слышимым, абстрактно-изобретаемым и мысленно представляющим. Такая последовательность соответствует принципу нарастания трудностей, и это надо учитывать при организации упражнений. Итак, следующим условием эффективного формирования навыков является использование в упражнениях действий по аналогии для усвоения языковых форм.
5) это безошибочность речевых действий. Из психологии известно, что избегать ошибки особенно важно на начальной стадии усвоения какого-либо действия, где они оказываются исключительно стойкими. Действия, произведённые самим говорящим, даже те, которые искажают смысл, закрепляются легко и прочно. Поэтому истинным условием формирования навыка является относительная безошибочность в выполнении действия, обеспеченная за счёт профилактики ошибок. В этом случае мозг получает положительные подкрепления, и динамический стереотип данного действия устанавливается успешнее.
6) разнообразие «обстоятельств» автоматизации. «Обстоятельство» — это способность к переносу, которая проявляется в том, что учащийся, овладевший, например, формой перфекта, сможет порождать однотипные фразы, но на другом материале — в этом заключается стереотипность навыка — и использовать их в разных ситуативных обстоятельствах — в этом его динамичность и гибкость. Именно такая способность является целью формирования грамматического навыка
7) речевой характер упражнений. Каждый вид речевой деятельности должен осваиваться в ходе упражнений в этом же виде деятельности. Для обучения говорению упражнение должно быть не только устным, оно должно быть упражнением в устной речи, в говорении. Устным можно считать любое упражнение, выполненное в устной форме (воспроизведение заученного, чтение диалога в парах, трансформация предложений). У учащегося нет речевой задачи, а есть задача учебно-формальная. Такие речевые действия можно назвать проговариванием, а не говорением.
Упражнения в устной речи (также в говорении) предполагают общение, коммуникацию, которая может быть организована в речевых и условно-речевых упражнениях, так как для обеспечения переноса навыка его нужно формировать в условиях, приближённых к речевых.
Упражнения, которые по характеру призваны быть подобными речевым, должны базироваться на тех же принципах, что и сам процесс речевого общения. Первым принципом построения условно-речевых упражнений является принцип использования речевой задачи говорящего. Он реализуется в том, что в упражнении при выполнении речевых действий учащийся использует те речевые задачи, которые свойственны реальному процессу общения.
Второй принцип построения условно-речевых упражнений — принцип аналогии в образовании и усвоении грамматических форм. Он означает, что учащийся, выполняя какую-то речевую задачу, следует определённому образцу, обычно представленному в реплике учителя. Подавая свои реплики, учащийся конструирует их по аналогии с образцом, который постепенно, как говорят психологи, становится внутренним достоянием человека. Так появляется так называемое чувство формы, на основе чего человек мгновенно и точно образует любую аналогичную форму.
Следовательно, второй принцип построения условно-речевых упражнений обеспечивает усвоение грамматической формы, то есть оформление речевой единицы. Первый же принцип — принцип использования речевой задачи говорящего — призван обеспечить функциональную сторону речи, то есть вызов модели.
Поэтому третий принцип построения условно-речевых упражнений — принцип параллельного усвоения грамматической формы и её функции в речи.
Эти принципы позволяют использовать упражнения, в которых создавались бы оптимальные условия формирования грамматических навыков.
Упражнения, формирующие грамматический навык, должны:
1) быть ситуативными (это значит фразы (реплики учителя и реакция учащегося) произносятся только тогда, когда оно соотносится с ситуацией, либо естественной, либо специально созданной);
2) обеспечивать хотя бы условную мотивированность реакции учащегося, произноситься не ради какой-либо грамматической задачи, а при наличии речевой задачи говорящего;
3) обеспечивать в каждой из реплик учащегося регулярную повторяемость однотипных фраз с автоматизируемый формой;
4) обеспечивать преимущественную направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания, а не на его форму;
5) обеспечивать относительную безошибочность действий учащегося, что может быть достигнуто соответствующей организацией упражнений;
6) имитировать в каждом элементе процесс коммуникации (это значит, что в качестве реплик используются только коммуникативно ценные фразы, то есть те, что могут быть использованы в речи, а не вообще грамматически правильной конструкции);
7) быть экономичными во времени (это значит, что они должны выполняться в нормальном речевом темпе, в результате чего обеспечивается достаточное для автоматизации грамматической формы количество фраз).
Существует система условно-речевых упражнений. Их можно классифицировать по трём критериям: по составу, по установкам, по способу выполнения.
- 2) Двигательные (ходьба и т.П.);
- 3) Двигательно-речевые (техника письма и т.П.)
- 4. Понятие содержания обучения ия. Сопоставление принципов сознательно-практического и коммуникативного методов обучения ия.
- 5. Иерархия принципов обучения ия. Сопоставление систем методических принципов сознательно-практического и коммуникативного методов обучения ия.
- 6. Средства обучения иностранным языкам.
- 7. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку
- 8. Цели и задачи обучения произносительной стороне речи. Принципы, лежащие в основе работы над произношением.
- 9. Формирование грамматических навыков в средней школе. Основные формы и этапы работы над грамматическим материалом.
- 1. Классификация условно-речевых упражнений по составу
- 3. Классификация условно-речевых упражнений по способу их выполнения
- 10. Основные этапы работы над новым лексическим материалом. Способы и принципы семантизации активной лексики.
- 11. Аудирование как вид речевой деятельности. Принципы обучения ему с учётом различных степеней обучения ия.
- 12. Основные трудности аудирования и способы их предупреждения.
- 17. Требования к текстам длят чтения. Виды чтения(различные их классификации)
- 18. Письмо как вид речевой деятельности. Его структура. Содержание обучения письму.
- 19. Роль и место опор в учебном процессе по ия в школе. Классификация опор.
- 20.Урок иностранного языка, его структура. Методическое содержание урока ия.
- 21. Планирование учебной работы по ия. Основные виды планов. Логика урока ия.
- 22. Функции и задачи контроля в обучении ия. Критерии оценки уровня владения ия.