logo
Методика обучения ИЯ

17. Требования к текстам длят чтения. Виды чтения(различные их классификации)

Требования к текстам:

Объем.

• Слишком длинные тексты утомляют и зачастую трудно усваиваются. Ощущение успеха и определенных достижений важно не только для детей.

• Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности(учебной).

• Короткий текст может быть информативным, а длинный-нет.

• Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы- тоже тексты.

• Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме. Но проще не значит лучше.

Место основной идеи.

• Понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это надо учитывать при обучении маленьких детей и при написании своих текстов. Это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

Тематика

• тематика определяется учебной программой

• убедитесь, что тематика учебных текстов в выбранном УМК соотносятся с требованиями уч программы

• в случае неполного отражения программных требований в УМК, привлечь тексты из др источников.

• С учетом потребностей учащихся и особенностей уч заведения можно частично видоизменять тематику учебных текстов

• соотносить тематику с интересами учащихся

Проблематика

• В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы(в зависимости от возраста). Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов. Помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в единую картину мира. Проблематика может помочь в решении таких задач, как воспитание личности.

Степень аутентичности

при использовании аутентичных текстов возникает ряд трудностей:

• эти материалы идеально подходят для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом отношении они могут представлять значительные трудности

• когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении они утрачивают актуальности в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Виды чтения:

• аналитическое

• изучающее

• просмотровое

• поисковое

• ознакомительное

• skimming(определение темы)

• scanning(поиск информации)

• reading for detail(детальное понимание текста)

Источник:Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Е.Н.Соловова