logo
programma_gek_zaoch

Блок педагогических дисциплин

Введение в педагогическую деятельность

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Возникновение и развитие педагогической профессии. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности учителя: профессиоцентрический и антропоцентрический подходы к выбору профессии. Профессиональная роль педагога и ее интерпретация в различных педагогических исследованиях.

Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическая профессия – совокупность педагогических специальностей. Общее и особенное в педагогических специальностях. Понятие о квалификационной характеристике как модели содержания профессиональной готовности. Профессиональная готовность учителя как единство профессиональной пригодности и компетентности. Профессиональное мастерство учителя – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога. Основные группы профессионально-значимых качеств личности педагога. Возрастание требований к личности учителя на современном этапе развития общества. Понятие о профессиограмме как модели личности учителя. Понятие профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетентности.

Профессиональная подготовка педагогических кадров. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности учителя. Основные компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция и профессионально-личностные качества; высокий уровень педагогических знаний и культура профессионального мышления; профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности; культура поведения, общения и саморегуляции личности.

Культура профессионального самообразования и самосовершенствования педагога. Понятие о профессиональном саморазвитии и самовоспитании. Направления и методы самовоспитания. Программа самовоспитания. Самообразование педагога.

Общие основы педагогики

Педагогика как наука, её объект и категориальный аппарат. Педагогика как наука.

Этапы становления педагогической науки. Объект, предмет, функции педагогики. Основные категории педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Педагогическая наука и педагогическая практика. Место педагогики в системе наук о человеке. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.). Структура педагогики (общая, возрастная, коррекционная, отраслевая педагогика, история педагогики и образования, частные методики). Новые отрасли педагогики. Тенденции в развитии педагогической науки: дифференциация и интеграция.

Образование как общественное явление. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Дошкольное образование. Базовое образование. Высшая школа в системе образования. Непрерывное образование. Образовательная система России. Роль международных организаций в развитии системы образования. Целостный педагогический процесс.

Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике. Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования.

Общая характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

Теория обучения

Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Содержание образования. Сущность обучения как двустороннего процесса преподавания и учения. Обучение как специфическая форма познания действительности. Обучение как процесс специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности. Образовательная, развивающая и воспитательная функции процесса обучения. Структура процесса обучения, его компоненты (целевой, содержательный, регулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный).

Законы, закономерности и принципы обучения. Понятие закона, закономерности и принципа обучения. Закономерности процесса обучения. Современное понимание принципов обучения, различные подходы к определению и выбору принципов. Взаимосвязь принципов и закономерностей процесса обучения. Характеристика ведущих принципов современного обучения: системности и систематичности обучения, наглядности обучения, самостоятельности и активности в обучении, сознательности в обучении, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности в обучении, взаимосвязи изучаемого с жизнью и практикой. Реализация принципов обучения в педагогической практике.

Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Общее понятие о методах и приемах обучения, их функциях и структуре. Многообразие подходов к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические). Взаимосвязь наглядных и словесных методов обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования учащихся в учебном процессе. Мотивы учения. Методы формирования познавательного интереса. Методы личностного стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание в учении. Методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю.К. Бабанский). Средства обучения и их классификация. Понятие форм организации обучения, многообразие их видов.

Контроль результатов обучения. Проверка знаний и умений учащихся как важный структурный элемент урока. Функции контроля знаний. Требования к организации контроля за учебной деятельностью: индивидуальный характер контроля, систематичность, регулярность, разнообразие форм проведения, всесторонность, объективность, дифференцированный подход, единство требований учителей. Виды контроля и формы его организации: предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. Индивидуальные, групповые, фронтальные формы контроля. Методы контроля обучения. Оценка знаний учащихся. Функции оценки: контролирующая, стимулирующая, социальная.

Причины школьной неуспеваемости. Предупреждение неуспеваемости.