Гомеостаз. Гипоталамус. Гипофиз
Гомеостаз и механизмы его обеспечения. Понятие о гомеостазе. Гомеостаз как постоянство внутренней среды организма человека. Основные гомеостатические параметры (температура крови, объём крови, парциальной давление газов в крови, артериальное и венозное давление, рН крови, осмотическое давление, химический состав крови). Значение этих параметров для жизнедеятельности организма (на примере артериального давления). Рецепторные системы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней среды организма человека (терморецепторы – центральные и периферические, волюморецепторы сердца, барорецепторы каротидного синуса, хеморецепторы, осморецепторы). Рефлекторная регуляция состояния внутренней среды организма человека. Барорефлекс. Гуморальная регуляция постоянства внутренней среды. Регуляция уровня глюкозы в крови. Регуляция уровня кальция в крови. Современная кибернетическая теория гомеостаза. Теория функциональных системы П.К.Анохина. Основные элементы функциональной системы. Рецепторы. Проводящие центростремительные пути. Центральная часть системы. Эндокринная часть системы, взаимодействие между ними посредством гипоталамо-гипофизарной и симпато-адреналовой систем. Эффекторные механизмы ( на примере регуляции АД). Центробежные пути. Акцептор результата действия как образ цели. Физиологические нормы.
Гипоталамус и его значение в нервной и гуморальной регуляции. Гипофиз. Гипоталамус как часть промежуточного мозга. Ядра гипоталамуса. Эндокринная функция гипоталамуса. Вазопрессин. Окситоцин. Либерины и статины, их влияние на функционирование гипофиза. Регуляция выделения гипоталамусом либеринов и статинов (принцип обратной связи). Связь гипоталамуса с другими системами мозга (лимбическая система, система формирования и реализации движения). Паравентрикулярное ядро гипоталамуса, его влияние на функционирование вегетативной нервной системы. Гипофиз, его строение и функция. Связь между гипофизом и гипоталамусом. Гомоны гипофиза. Тропные гормоны. АКТГ, его синтез и значение для механизмов адаптации к воздействию факторов окружающей среды. Клетки, содержащие ПОМК. Тиреотропный гормон и его влияние на строение и функционирование щитовидной железы. Гонадотропные гормоны, их роль в формировании менструально-овариального цикла у женщины. Влияние гормонов яичников на синтез ФСГ и ЛГ. Лактотропный гормон и лактация. Рефлекторная и гуморальная регуляция лактации. Соматотропин и его действие на опорно-двигательный аппарат. Соматомедины. Инсулин-подобный фактор роста (IGF). Гипоталамус, как место локализации программ основных форм поведения (питьевого, пищевого, полового и оборонительного). Межвидовые различия в этих программах.
- Программа
- Итогового междисциплинарного экзамена по биологии
- Для специальности 032400 «Биология» со специализацией «Фитодизайн»
- Цитология. Гистология. Клеточная биология
- Биотехнология, биоинженерия и молекулярная биология
- Физиология человека Физиология нервной системы
- Физиология сердечно-сосудистой системы
- Физиология эндокринной системы
- Физиология иммунной системы
- Физиология пищеварения
- Гомеостаз. Гипоталамус. Гипофиз
- Физиология сенсорных систем
- Физиология выделительной системы
- Физиология крови
- Физиология дыхания
- Физиология адаптации
- Общая экология Взаимоотношения организма со средой
- Популяция и ее структура
- Структура и функции биогеоценоза, экосистем
- Социальная экология и природопользование
- Теория эволюции
- Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма, ее основные постулаты
- Учение о микроэволюции
- Естественный отбор как ведущий фактор эволюции
- Борьба за существование в природе
- Современное учение о виде
- Пути происхождения новых видов в природе
- Основные этапы эволюционного становления человека
- Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции.
- Теория и методика профессионального обучения
- Методика профессионального обучения Общие основы теории профессионального обучения
- Общие вопросы методики экологического образования
- Методика изучения отдельных экологических курсов
- Литература
- Блок педагогических дисциплин
- Теория воспитания
- Педагогические технологии
- Основы управления образовательными системами
- Нормативно-правовое обеспечение образования
- Литература
- Блок психологических дисциплин
- Литература основная
- Дополнительная