logo
PEDAGOGIKA

Тема IV. История школы и педагогики в Новое время (XVII–XIX вв.) (2 часа).

Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового·времени и общая направленность педагогического поиска в XVII в. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине XVII в. Целерациональные базисные педагогические традиции XVII в. в цивилизации Запада. Концепция человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогическая мысль и школа·Запада в XVIII в. Практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины XIX в. Авторитарная педагогика И. Гербарта. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации XVII - середины XIX в. и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения. Педагогические традиции цивилизаций Востока Нового и Новейшего времени. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Персоналии: В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. ,Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лафарг, А. Бебель.

Школа и педагогика в Новое время в России. Развитие педагогической мысли и просветительские реформы XVIII в. Педагогические концепции в России первой половины XIX в. Система образования и ее изменения в XIX в. Школа и педагогика второй половины XIX – начала XX в. Персоналии: М. Ломоносов, И. Бецкой, В. Татищев, А. Радищев, Ф. Янкович, Г. Сковорода, Н. Новиков, В. Белинский, А. Герцен, В. Одоевский, Н. Чернышевский; Н. Добролюбов, Н. Пирогов, К. Ушинский,